Семейный адвокат
Назад

Административное расследование понятие процедура проведения

Опубликовано: 10.12.2019
0
3

Виды поводов

Повод для административного расследования – это поступившие в правоохранительные или иные уполномоченные органы сообщения или обращения, в которых содержится достаточно данных о наличии события противоправного деяния административного характера. Это могут быть сообщения информационного типа, не включающие жалобы граждан или сведения о вреде, причиненном несоблюдением соответствующего законодательства.

Если поступившее сообщение информативное и не считается основанием для проведения глубокой проверки внепланового характера, оно в любом случае является поводом для осуществления расследования.

Виды поводов для глубокой проверки и перечень проводящих проверку лиц обширны в связи с большим числом регулируемых сфер.

Общие категории поводов для проведения административного расследования – это:

  • Данные от государственных или правоохранительных органов, от местных органов или объединений общественного характера о том, что совершено правонарушение административного характера.
  • Обнаружение должностными, уполномоченными на составление протоколов, лицами данных о том, что совершено противоправное деяние;
  • Заявления и сообщения от физических, юридических лиц или средств массовой информации, в которых присутствуют данные о совершенном или совершаемом административном правонарушении.
    Расследование в сфере финансов

Статья 28.1 Кодекса предусматривает и другие поводы, позволяющие проводить проверку.

Правовой аспект

Административное расследование понятие процедура проведения

При наличии конкретных обстоятельств, указывающих на нарушение права, АР не требуется. Например, водитель превысил скоростной режим, и данное несоблюдение зарегистрировало устройство для фото фиксации, поэтому дополнительное расследование не требуется. В случаях, где нужно длительное время для истребования доказательств нарушения, применяются меры по АР.

Понятие АР включает в себя такие аспекты:

  • необходимая мера;
  • процедура, проводящаяся компетентными лицами;
  • комплекс действий.

Главными задачами расследования являются:

  • установление обстоятельств нарушения;
  • фиксация правонарушения;
  • правовая квалификация вида неправомерных действий или бездействий;
  • оформление итогов административного производства.

АР проводят компетентные специалисты, в результате чего определяется дальнейшая судьба виновника и производства в целом. Сотрудник органа надзора принимает решение о проведении АР наряду с началом производства по делу. Часто расследование путают с проверкой. Эти два правовых аспекта реализуют разные функции и ставят перед собой различные задачи.

Положительные и отрицательные результаты проверки фиксируются в соответствующем акте. Под отрицательными результатами понимают обнаруженные нарушения, несоответствия и прочие незаконные действия или бездействия. Если результаты проверки отрицательные, то представители органа надзора имеют основания для возбуждения дела об административном правонарушении (далее АП). Возбудить дело — означает составить протокол об АП.

Федеральный закон о проверке предусматривает несколько видов проверок:

  • внеплановая (проверка проводится при наличии конкретных обстоятельств, повлиявших на необходимость ее проведения);
  • плановая (обязательная, которая проводится на стандартных основаниях определенное количество раз за указанный период).

Каждый вид конкретно регламентируется в законе, а уполномоченное в осуществлении действий по контролю и оценке лицо не может самостоятельно применять дополнительные основания. Законодательство устанавливает конкретный список оснований для проведения проверок, который не может расширяться по желанию надзорного органа. Если конкретное дело не будет основанием для внеплановой проверки, то проверяющий может возбудить АР.

Активизация расследования

Активизировать проведение расследования могут правонарушения в случаях, зафиксированных в КоАП РФ. Самыми часто встречающимися являются АП в таких отраслях:

  • защита потребительских прав;
  • охрана здоровья граждан;
  • акционерные общества;
  • противопожарная безопасность;
  • физическая культура и спорт (борьба с допингом);
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • трудовое законодательство (борьба с манипулированием рынком) и т.д.

Для активизации АР нужно обзавестись такими основаниями:

  • применение дополнительных действий, требующих основательной затраты времени;
  • экспертная оценка.

Несмотря на вид экспертизы, проведение и ожидание результатов требуют значительных затрат времени. Поэтому при условии, что проведение экспертизы обязательное, рекомендуется начинать расследование. Процессуальные действия с длительными периодами времени могут быть следующими:

  • истребование нужных документов из владения частных лиц;
  • получение судебного ордера;
  • взятие проб или образцов;
  • фотографирование или видеосъемка вещественных доказательств;
  • опрашивание свидетелей;
  • направление запроса по делу о правонарушении;
  • технический осмотр и оценка имущества и т.д.

Как только совершено АП, сотрудники надзорной инстанции возбуждают административное производство. Причинами, побудившими начало производства в административном процессе, являются:

  • обнаружение достаточного количества обстоятельств, свидетельствующих об АП;
  • поступление от разных государственных служб или общественных объединений документов и прочих материалов, указывающих на АП;
  • информация, полученная от средств массовой информации или очевидцев о наличии АП.

При необходимости вместе с началом производства принимается решение о проведении АР. Официальным документом, сигнализирующим об активизации мер по АР, является определение. Такой документ должен соответствовать определенным указанным в кодексе требованиям к оформлению.

В документе обязательно указывают:

  • когда и где составляют определение;
  • сведения о составителе (ФИО полностью и должность);
  • основание для возбуждения производства;
  • описание обстоятельств, свидетельствующих о наличии АП;
  • ссылку на нарушенную статью КоАП или Федерального закона;
  • запись проведения виновнику инструктажа о его правах и обязанностях, зафиксированных в кодексе.
Предлагаем ознакомиться:  Когда погашается судимость - советы адвокатов и юристов

Должностные лица обязаны разъяснять виновнику о предусмотренных в законе правах и обязанностях, а также делать соответствующие записи в определении. Если это требование не соблюдается, то действия уполномоченного лица и вынесенный документ можно обжаловать. Экземпляр составленного определения на протяжении двадцати четырех часов направляется как виновнику дела, так и потерпевшему.

Определение о продлении срока

Если в процессе рассмотрения дела необходимо возбудить административное расследование, должностное, уполномоченное на составление протоколов, лицо составляет определение о проведении расследования.

Если решение принимается прокурором, он составляет постановление для проведения расследования административного типа, ссылаясь на статью 28.3 Кодекса. Кроме того, выносить определение вправе больше девяноста категорий должностных лиц.

Документ составляется сразу после получения информации о совершении противоправного деяния административного характера.

Административное расследование понятие процедура проведения

Составленное определение или постановление должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность проведения расследования дела административного характера. Элементы определения:

  1. Место и дата составления документа.
  2. Фамилия с инициалами и должность составляющего документ лица.
  3. Повод для проведения административного расследования и возбуждения дела с подробным описанием полученных данных, согласно которым было совершено правонарушение административного характера.
  4. Ссылка на статью закона, на основании которой проводиться расследование.
  5. Запись о том, что физическому, юридическому лицу и иным лицам разъяснены права в отношении проводимого расследования.
  6. Подпись лица, которое вынесло определение или постановление.

Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.

Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.

Как и для любого юридически значимого действия, для расследования дел о противоправных деяниях существуют определенные законом сроки. Такой срок для административного расследования – это один месяц со дня вынесение Постановления о возбуждении дела. Но он может варьироваться.

В некоторых случаях срок расследования дела о правонарушениях административного характера может продляться. Для этого должностное, проводящее расследование лицо обязано написать письменное ходатайство.

иски в суд

Дать разрешение на продление срока вправе один из четырех руководителей:

  1. Руководитель органа (или заместитель руководителя), которому подчинено должностное лицо, рассматривающее дело о правонарушении в административной сфере. Максимальный срок продления составляет один месяц.
  2. Руководитель таможенного вышестоящего органа (или заместитель руководителя) либо руководитель исполнительного органа власти, наделенного полномочиями решать вопросы о противоправных деяниях в сфере таможни. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  3. Руководитель вышестоящего органа, занимающегося расследованием дел о нарушении законодательства в сфере Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если эти нарушения привели к причинению потерпевшему легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  4. Руководитель вышестоящего органа, (или заместитель руководителя), наделенного полномочиями решать вопросы о правонарушениях административного типа в сфере организации или проведения игр (азартных). Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.

Определение о продлении срока расследования – это утвержденный вышестоящим руководителем официальный документ, позволяющий увеличить срок рассмотрения дела о противоправном деянии административного типа.

Составленное определение должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность увеличения срока расследования дела о правонарушении административного характера. Составные части определения:

  • Место и дата составления документа.
  • Фамилия с инициалами и должность составляющего документ лица.
  • Основание для увеличения срока расследования о противоправном деянии административного характера.
  • Конечная дата продления расследования.
  • Ссылка на статью закона, на основании которой проводиться расследование.
  • Подпись лица, которое вынесло определение и подпись утвердившего определение руководителя.

Копию составленного документа об увеличении срока глубокой проверки в двадцатичетырехчасовой период выдают под роспись или направляют физическому, юридическому лицу, которое является подозреваемым в совершении правонарушения административного характера, и потерпевшему.

Законом четко ограничено время для ведения административного расследования. В течение месячного срока, должностные лица должны провести все необходимые для этого мероприятия. В зависимости от сложности дел по административным проступкам, допускается продление указанного срока.

Предлагаем ознакомиться:  Судебная задолженность по административным штрафам

Для этого необходимо вынесения ходатайства должностным лицом о продлении. Случаями для продления может быть следующее:

  • Одобрение на увеличение срока на расследования руководителем, но не более чем на один месяц
  • Продлить срок может также вышестоящий орган или должностное лицо, например, соответствующая инстанция таможенного органа – до шести месяцев
  • Если при выявлении правонарушения на транспорте обнаружен факт телесного причинения вреда здоровью, то начальником ДПС срок расследования можно продлить до шести месяцев
  • При выявлении правонарушения в области организации незаконного игорного бизнеса, срок продлевается до шести месяцев

По каждому факту увеличения срока на расследование, должностное лицо должно вынести определение, с указанием причин и сроков на продление.

На проведение расследования в рамках административного производства отводится определенный срок. Это понятие означает конкретный отрезок времени, на протяжении течения которого, служащие должны принять действия и меры для проведения расследования. Все необходимые действия должны быть выполнены за тридцать дней. Далеко не всегда удается вложиться в этот срок.

Окончание расследования в административном производстве происходит по-разному. Если итоги расследования подтвердили факт наличия АП, то ответственное должностное лицо составляет протокол. Такой документ означает, что производство по делу продолжается. Если итоги расследования не дали желаемого результата и факт совершения АП остался недоказанным, то ответственный служащий вынесет постановление о прекращении производства по административному делу.

срок проведения административного расследования

В законодательстве конкретно указаны причины, по которым административное производство прекращается. К таким причинам относятся:

  • факт наличия АП не доказан;
  • отсутствует состав правонарушения;
  • виновник не достиг совершеннолетнего возраста на момент совершения нарушения;
  • виновник является недееспособным лицом (исключительно при наличии заключения экспертизы психотерапевта);
  • незаконные действия или бездействия виновника сочтены необходимыми в конкретных обстоятельствах;
  • амнистия АП;
  • статья закона, регулирующая нарушение, признана недействительной;
  • истек срок давности привлечения к административной ответственности;
  • гражданин, совершивший АП, умер;
  • другие причины, предусмотренные КоАП РФ.

Если хотя бы одна из указанных причин относится к административному делу, то производство прекращается. Этот правовой аспект означает, что виновник полностью освобождается от административной ответственности. Помимо этого в отдельных случаях для виновника наступает дисциплинарная ответственность.

Какие бы результаты проведения АР не были, у каждой стороны правонарушения есть возможность следить за объективностью проведения расследования. Если за должностным лицом были замечены нарушения, можно подавать частную жалобу в вышестоящую инстанцию. В вопросах составления жалобы может помочь юрист. Если обнаружил неправомерные действия должностных лиц — отстаивайте свою позицию до конца. Дела об АП, осуществляемые в форме АР, также рассматривает суд.

Порядок проведения расследования

В результате проведения глубокой проверки о правонарушении административного характера выявляются реальные факты. После проведения административного расследования по ст. КОАП, должностным уполномоченным лицом составляется один из двух документов:

  1. Протокол о привлечении к ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного статьей Кодекса (статья 28.2).
  2. Постановление о прекращении рассмотрения дела о правонарушении административного характера (статья 24.5).

Судебная и иные виды применяемой практики подтверждают, что лицо, которое не старается защитить свои интересы и оправдаться за совершение противоправного деяния административного характера, чаще всего привлекается к ответственности, даже если в отношении него имеются основания прекратить дело.

Если доказательная база, полученная от различных источников, основательная, то разворачивается административный процесс. Несмотря на это, весомая доказательная база не служит причиной для начала внеплановой проверки. Например, чтобы начать проводить внеплановую проверку по защите потребительских прав, нужны письменные жалобы от потерпевших.

Если письменной жалобы не поступило, проверки не будет. Если сообщили о правонарушении, дело возбуждается, а обоснованность доказательств определяется компетентным специалистом, фиксирующим АП в протоколе. Установить уровень обоснованности чиновник может самостоятельно.

Компетентными в принятии решения по возбуждению дела и проведении АР могут быть:

  • госслужащие, специалисты, имеющие право составлять протокол в виде определения;
  • прокурор, имеющий право заявлять об этом в прокурорском постановлении, как только выявили факт наличия незаконных действий или бездействий.

Расследованием занимаются те же служащие, которые наделены правом составления определения о проведении АР. Руководитель государственного органа, в чьем производстве находится дело по наличию АП, имеет право заменить служащего, рассматривающего дело. Вариантом замены может послужить должностное лицо, наделенное правом составления протоколов об АП.

Как только административное дело возбуждено, к виновнику могут применяться определенные меры, прописанные в КоАП РФ. К таким относятся:

  • досмотр имущества;
  • личный досмотр;
  • задержание;
  • освидетельствование на уровень алкоголя в крови водителя;
  • изъятие вещей и документации;
  • временное отстранение от управления автомобилем и прочее.
Предлагаем ознакомиться:  Обязан ли работодатель оплачивать расходы работника на переподготовку, если тот прошел ее самостоятельно?

При возбуждении дела проводятся следующие действия, влияющие на результаты АР:

  • сбор доказательств;
  • фиксация документов;
  • оформление протокола о возбуждении производства по делу об АП;
  • вынесение решения о дальнейшем рассмотрении дела.

По результатам расследования служащие могут определить дальнейшую судьбу дела, то есть документально восстановить производство или прекратить его. Итоги будут зависеть от собранной информации, полученных результатов экспертизы и прочих факторов.

По общему правило расследование будет проведено там, где было выявлено или совершено правонарушение. Это правило продиктовано задачами административного производства, согласно которым по каждому делу должна прослеживаться объективность, полнота и справедливость привлечения виновного к административному наказанию.

Азартные игры

В этом есть и логика, так как должностное лицо, расследующее данное дело должно исследовать все обстоятельства правонарушения по месту его совершения.

Лица, совершившие правонарушения, а также потерпевшие лица могут знакомиться с материалами расследования, быть уведомлены о продлении срока, а также давать необходимые объяснения и представлять материалы и документы.

Итогом административного расследования будет подготовка процессуальных документов, согласно которым виновное лицо подлежит привлечению к административному наказанию или освобождается от ответственности.

При подтверждении фактов и обстоятельств совершенного правонарушения, составляется протокол, который направляется на рассмотрение административного дела с целью вынесения административного наказания.

Если же, в ходе расследования не будет доказана причастность лица в совершенном правонарушении или недостаточная доказательственная база, то должностное лицо должно вынести решение в виде постановления. Постановление будет свидетельствовать о прекращении данного дела.

Процессуальные сроки

При проведении глубокой проверки по правонарушениям административного характера необходимо осуществить некоторые процессуальные действия, позволяющие исследовать дело со всех сторон. К процессуальным действиям относятся:

  • Получение должностным уполномоченным лицом объяснений от лица, которое привлекается к ответственности административного характера (статья 26.3 Кодекса).
  • Получения показаний от потерпевших и присутствующих свидетелей в отношении рассматриваемого дела.
  • Проведение экспертизы уполномоченным лицом (статья 26.4 Кодекса).
  • Взятие образцов и проб (статья 26.5 Кодекса).
  • Фиксирование вещественны и прочих доказательств с помощью фотографирования, видеосъемки и т.д. (статья 26.6 Кодекса).
  • Изучение документов обвиняемого в административном противоправном деянии лица (статья 26.7 Кодекса).
  • Снятие необходимых показаний специальными средствами технического типа (статья 26.8 Кодекса).
  • Направление запросов в соответствующие органы территориального значения (статья 26.9 Кодекса).
  • Дача поручений иным лицам для совершения необходимых действий (статья 26.9 Кодекса).
  • Истребование необходимых сведений, включая данные о расчете штрафа за правонарушение административного характера (статья 26.10 Кодекса).

Помимо действий, указанных в КоАП, могут быть совершены и другие действия процессуального характера.

Как проводится расследование

Процедура проведения расследования не регламентирована в законодательстве. Несмотря на это расследовать нужно по месту совершения правонарушения или по месту его выявления. Алгоритм действий АР носит индивидуальный характер, поэтому нельзя определить общий алгоритм для всех дел. Должностное лицо на свое усмотрение определяет спектр действий, применяемых к конкретному делу.

Проверка документов

Зачастую процедура расследования включает в себя такие действия:

  • назначение экспертизы;
  • отбор образцов, проб и прочих объектов, необходимых для экспертного анализа;
  • получение показаний состояния транспортных или технических средств;
  • направление запросов, поручений и прочих обращений в различные государственные структуры;
  • истребование от различных источников необходимых сведений;
  • получение показаний от участников происшествия (при возникновении трудностей в получении объяснений на месте);
  • осмотр помещений или имущества;
  • осмотр документации.

Не всегда на месте совершения АП можно получить объяснения или показания участников случившегося. Например, при возникновении ДТП водитель может скрыться с места происшествия в неизвестном направлении. Сотрудники ДПС должны будут провести ряд действий для установления личности виновника, его транспортного средства и прочей информации. После все фиксируется в соответствующем протоколе.

Осмотр имущества, принадлежащего виновнику, должен проводиться исключительно в присутствии понятых. Если осмотр осуществляют без присутствия свидетелей, то его нельзя назвать законным. Результаты такого осмотра не могу быть включены в дело, а владелец имущества может обжаловать действия должностного лица. Такой же порядок должен быть соблюден при осмотре документации.

Сторонами правонарушения принято считать виновника и потерпевшего. Указанные стороны имеют право знать о ходе расследования, их обязательно нужно уведомлять о выносимых актах (определении, протоколе, ходатайстве о продлении срока и т.д.). Также важно разъяснять сторонам АП их права и обязанности, давать толкования статей закона, представлять все документы и материалы по делу.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector