Актуальный перечень должностей педагогических работников в России и требования к ним

Приказ Минкультуры России от 21.10.2020 N 1256 "Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61897)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2019, N 4, ст. 338), приказываю:

1. Утвердить перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, согласно приложениям N 1 — N 9.

2. Признать утратившими силу приказы Минкультуры России:

от 5 мая 2014 г. N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 24 июня 2014 г., регистрационный N 32841);

от 30 января 2015 г. N 188 "О внесении изменений и дополнений в приказ Минкультуры России от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2015 г., регистрационный N 36357);

от 5 августа 2015 г. N 2156 "О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 19 августа 2015 г., регистрационный N 38586).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Врио Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение 1
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 21 октября 2020 г. N 1256

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ", "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ,
ТЕАТРОВ, ОПЕРНЫХ ЗДАНИЙ, МЮЗИК-ХОЛЛОВ, ВКЛЮЧАЯ УСЛУГИ
БИЛЕТНЫХ КАСС", "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ",
"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА",
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Главный администратор.

2. Главный редактор.

3. Директор программ.

4. Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, управления, цеха, части).

5. Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, участка, цеха, части).

Возможностью назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности

Согласовано с Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Карелия.

О применении пункта 9 Квалификационных характеристик работников образования, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Особенности применения пункта 23 Порядка аттестации

В разделе II Порядка аттестации, регулирующем порядок аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, содержится пункт 23, закрепляющий за аттестационными комиссиями организаций еще одно полномочие, которое заключается в том, чтобы коллегиально рассматривать случаи, связанные с возможностью назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности, и давать соответствующие рекомендации работодателю.

Пункт 23 включен в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных п. 9 «Общих положений» квалификационных характеристик (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), в соответствии с которым при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, при соблюдении определенной этим пунктом процедуры.

Необходимость закрепления в Порядке аттестации данного положения вызвана тем, что участились случаи, когда органы контроля и надзора, ссылаясь на часть первую статьи 84 ТК РФ, не всегда обоснованно выносят предписания о необходимости прекращения трудовых договоров с учителями, воспитателями, другими педагогическими работниками по пункту 11 части первой статьи 77 ТК РФ в связи с отсутствием у них соответствующего документа об образовании, т.е. образования, соответствующего направлению подготовки, предъявляемому к должности работника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Необоснованность таких требований, как правило, подтверждается тем что:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, утверждающий квалификационные характеристики, содержащие требования к квалификации, в том числе к направлению подготовки, вступил в силу только 31 октября 2010 г., т.е. по истечении 10 дней после его официального опубликования в «Российской газете» 20 октября 2010 г., в связи с чем к работникам образования, принятым на соответствующие должности до даты вступления этого приказа в силу, требования к квалификации, предусмотренные в квалификационных характеристиках, предъявляться не могут ;
  • частью первой статьи 84 прекращение трудовых отношений предусматривается лишь в случаях, когда из-за отсутствия документа об образовании исключается возможность продолжения работы в занимаемой должности;
  • учителя, воспитатели, другие педагогические работники, которые по различным причинам вынуждены выполнять педагогическую работу не по профилю полученного высшего или среднего профессионального образования, уже имеют значительный опыт работы в занимаемых должностях, кроме того, были приняты на должность до вступления приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н в силу.

Не должны также являться основанием для применения части первой статьи 84 ТК РФ о прекращении трудовых договоров с педагогическими работниками по причине отсутствия у них соответствующего документа об образовании требования, предусмотренные подпунктом «д»пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966.

Такой вывод может быть сделан на основании того, что согласно подпункту «д» пункта 6 указанного положения квалификация педагогических работников, необходимая для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, должна соответствовать требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом, фактически законодатель отсылает нас к тем же квалификационным характеристикам должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые в том числе содержат и п.9 «Общих положений», о котором упоминалось выше.

Следовательно, работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, вправе теперь, руководствуясь пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и пунктом 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию организации, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию.

Принимая во внимание, что возможность назначения претендента, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, на должность педагогического работника в соответствии с п. 23 Порядка аттестации связана, прежде всего, с наличием опыта работы, то роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Поскольку прием на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может также включить предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, получивший среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности, поскольку в данном случае это не будет противоречить положениям части четвертой статьи 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников, только в случаях, когда они впервые поступает на работу по полученной специальности.

В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания сам работник придет к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Что касается педагогических работников организаций, квалификация которых не соответствует требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками: «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении (тем более, как было отмечено выше, такие требования до 31 октября 2010 г. к большей части педагогических работников не предъявлялись), то это не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Следует также учесть, что применение пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» по аналогии с тем, как это было установлено приказом Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н, которым внесены изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.

Актуальный перечень должностей педагогических работников в России и требования к ним

В связи с участившимися обращениями педагогических работников в адрес Минобрнауки России по вопросу о соответствии имеющегося у них уровня образования (квалификации) квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям педагогических работников организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) разъясняет.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Учитывая, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н*, в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1115н** «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусмотрено только с 1 января 2017 года, то при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться:
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) (далее — квалификационные характеристики должностей работников образования);
пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Порядок аттестации).
Согласно разделу III «Требования к квалификации» квалификационных характеристик должностей работников образования лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности***.
К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Департамент просит довести данную информацию до руководителей и педагогических коллективов организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования.

Версия для слабовидящих

Уважаемые посетители!

Уважаемые коллеги, друзья! Мы приветствуем Вас на сайте службы по контролю и надзору в сфере образования Министерство образования Республики Мордовия. Мы обеспечиваем информационную открытость контрольно-надзорной деятельности, прозрачность процедур при оказании государственных услуг. Наш сайт – это электронный ресурс, посещая который, вы всегда будете обладать актуальной и востребованной информацией. Уверена, что сайт будет интересен и полезен всем участникам образовательных отношений, станет ориентиром для обеспечения качественного образования.

Вы можете отправить свое электронное обращение или задать вопрос в разделе сайта, который называется «Виртуальная приёмная» и расположен в меню «Обращение граждан».

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

С 1 сентября 2013 года вводится новая номенклатура должностей педагогических работников

Закон об образовании устанавливает общие требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. В соответствии с положениями закона Правительством РФ утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также должностей руководителей образовательных организаций. Таким образом, стоит проверить наименование своей должности в трудовой книжке с 1 сентября 2013 г. на соответствие новой номенклатуре должностей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2013 г. № 678

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ

ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
  2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

от 8 августа 2013 г. № 678

НОМЕНКЛАТУРА

ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. I. Должности педагогических работников организаций,

осуществляющих образовательную деятельность

  1. Должности педагогических работников, отнесенных

к профессорско-преподавательскому составу

Заместитель начальника кафедры

  1. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

  1. II. Должности руководителей образовательных организаций
  2. Должности руководителей
  1. Должности заместителей руководителей,

руководителей структурных подразделений и их заместителей,

иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Квалификационные характеристики должностей работников образования — основные положения

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) необходим для обеспечения разделения трудовых обязанностей, ответственности и полномочий работников. Это нормативно-правовой документ, который четко регулирует деятельность специалистов и служащих.

В справочнике указаны требования к квалификации и необходимые знания работников структурного подразделения.

Основные положения раздела КХД работников образовательных учреждений

КХД – основа для разработки любой должностной инструкции. В данном разделе содержатся:

  1. Перечень обязанностей работников образования по каждой конкретной должности;
  2. Уровень компетенции и необходимые знания;
  3. Права специалистов и служащих;
  4. Особенности организации труда для конкретных образовательных учреждений.

Девушка за ноутбуком

При необходимости увеличения эффективности труда, список должностных обязанностей может быть дополнен без необходимости повышения квалификации работником.

В п.9 КХД отмечается, что аттестационной комиссией может быть выдвинуто предложение о назначение лиц на должность не соответствующей его уровню подготовки при качественном выполнении должностных обязанностей в полном объеме.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель — это еще и социальный работник.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

Что необходимо запомнить

Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.

Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенцию о правах ребенка.
  3. Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
  4. Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
  5. Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
  6. Правила пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Основные нормативные акты в рамках компетенции.

Требования к квалификации

В требования к квалификации педагогических работников указаны критерии, по которым необходимо рассматривать возможность получения и повышения категории педагогов.

Требования соответствуют Типовому положению об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации. Работникам преподавательского состава необходимо иметь высшее профессиональное образование.

Уровни должностей работников образования

Должности руководителей

Руководитель образовательного учреждения осуществляет контроль над учреждением, основываясь на нормативно-правовых актах, уставе и федеральным законам. Он обеспечивает учебно-воспитательную деятельность и административно-производственную работу.

Регулирует реализацию стандарта обучения и отвечает за контингент набираемых обучающихся. Так же на нем лежит ответственность за формирование должностных инструкций и соблюдений норм и требований к учебному процессу.

Должности педагогических работников

Работники педагогических должностей несут ответственность за знания, передаваемые молодому поколению. Отвечают за моральный облик учащихся, а также обязаны своевременно осуществлять проверку знаний. Также отвечают за безопасность во время учебного процесса.

Коллектив

Педагоги должны следить за вверенным им инвентарем и производить плановые проверки. К ним относятся следующие профессии:

  • Учитель.
  • Преподаватель.
  • Педагог-организатор.
  • Социальный педагог.
  • Учитель-дефектолог и учитель-логопед (логопед).
  • Педагог-психолог.
  • Воспитатель, в том числе заведующий.
  • Работник библиотеки.
  • Старший вожатый.
  • Педагог дополнительного образования, в том числе заведующий.
  • Музыкальный руководитель.
  • Руководитель физического воспитания.
  • Методисты.
  • Инструктор-методист, в том числе заведующий.
  • Трудовой инспектор.
  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
  • Тренер-преподаватель, в том числе заведующий.
  • Мастер производственного обучения.

Должности учебно-вспомогательного персонала

Учебно-вспомогательный персонал часто может не иметь необходимой квалификации, но это не приветствуется в большинстве педагогический учреждений. Для них характерны пониженные требования к образованию.

Часто на такие должности нанимают стажеров или студентов с неоконченным высшим образованием.

  • Дежурный по режиму, в том числе заведующий.
  • Вожатый.
  • Помощник воспитателя.
  • Младший воспитатель.
  • Секретарь учебной части.
  • Диспетчер образовательного учреждения.

Квалификационные характеристики должностей работников образования: примеры

Должность руководителя:

Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

Должность педагогического работника:

Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика» либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

Должность учебно-вспомогательного персонала:

Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

Профстандарт: квалификационные требования к педагогическим работникам

На протяжении последних двух лет Минтруд вводит профессиональные стандарты для разных направлений деятельности, в частности — сферы образования. С 01.01.2017 их применение в отношении преподавателей стало обязательным.

Содержание профессионального стандарта

Из профстандарта можно узнать о квалификационных требованиях к педагогическим работникам. В соответствии с Приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2013, существует единый макет, в котором отражаются следующие сведения:

  1. Общие (цель деятельности, группа занятий, ОКВЭД).
  2. Описание трудовых функций.
  3. Характеристики обобщенных трудовых функций (уровень квалификации, происхождение, требования к образованию и опыту работу, условия допуска к труду, возможные должности).
  4. Характеристики каждой трудовой функции в рамках обобщенных (трудовые действия, необходимые навыки и умения).
  5. Сведения об организациях-разработчиках профстандарта.

Профессиональный стандарт «Педагог» действует в отношении воспитателей и учителей. Он утвержден Приказом Минтруда 18.10.2013 № 544н. В него дважды вносились изменения (в 2014 и 2016 годах).

Квалификационные требования к работникам образования

Учитель и воспитатель могут вести педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Согласно стандарту, рассматриваются дошкольное и школьное (на всех трех уровнях) образование.

Претенденты на эти должности должны иметь образование (высшее или среднее профессиональное) по специальности «Образование и педагогика». Допускается наличие диплома по профилю, соответствующему преподаваемому предмету при условии прохождения профпереподготовки.

Особые требования к опыту работы отсутствуют.

Квалификационные требования по должностям педагогических работников

В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.

Педагог-психолог. Он выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школах, колледжах и вузах, а также в организациях допобразования. Также в его функции входит оказание психолого-педагогической помощи учащимся, у которых есть трудности в освоении программ. Претендент должен иметь высшее образование по профильному направлению.

Специалист в области воспитания:

  • осуществляет социально-педагогическое и тьюторское сопровождение;
  • организует воспитательный процесс и проводит соответствующую работу;
  • занимается детскими объединениями и библиотечной деятельностью.

Педагог дополнительного образования. В его обязанности входит преподавание по дополнительным программам, методическое и педагогическое сопровождение их реализации. Претендент должен иметь ВО или СПО в сфере образования и педагогических наук. Возможна профпереподготовка.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

Запреты и ограничения для всех

К преподавательской деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, лишенные права трудиться в этой сфере, а также недееспособные.

Учителя и воспитатели обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. При выявлении заболеваний (в частности психиатрических), не позволяющих выполнять такую работу, претендовать на должность в образовательных учреждениях также нельзя.

Ограничением может стать и непрохождение аттестации. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», преподаватели обязаны регулярно подтверждать свое соответствие занимаемой должности. Исключение составляют сотрудники вузов, имеющие ученые звания.

дата выхода я робот 2

смотреть шерлок холмс 3 часть

дьявольские возлюбленные фанфики фикбук законченные

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector