Регистрация земельного участка в ЕГРП согласно действующему закону РФ

Письмо Росреестра от 25.02.2016 N 14-исх/02424-ГЕ/16 "О рассмотрении обращения"

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая, что из обращения не представляется возможным однозначно определить предмет залога, на который обращено взыскание (доля в праве общей долевой собственности на объект недвижимости либо право требования, вытекающее из договора участия в долевом строительстве), сообщает следующее.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами.

Также статьей 219 ГК установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 244 ГК общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Учитывая положения пункта 2 статьи 8.1 ГК, а также пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации, согласно которому государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя, в указанном в обращении случае право долевой собственности на объект недвижимости, возникающее с момента государственной регистрации, должно возникнуть одновременно у всех участников долевой собственности, соответственно, для государственной регистрации права общей долевой собственности необходимо представление заявлений от каждого ее участника (его представителя) (то есть для государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости, в частности, объекты незавершенного строительства, необходимо представление заявлений всех участников общей долевой собственности).

Также отмечаем, что согласно статье 128 ГК к объектам гражданских прав в том числе относятся вещи и имущественные права.

В соответствии со статьей 130 ГК к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения.

Доля в праве собственности — это имущественное право, она определяется в праве общей собственности, но не в самой недвижимой вещи.

Таким образом, при оформлении права общей долевой собственности на объекты недвижимости, в частности, объекты незавершенного строительства, осуществляется государственная регистрация долей в праве общей долевой собственности на эти объекты недвижимости (а не долей в зданиях, объектах незавершенного строительства, выделенных в натуре).

При этом статьей 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 214-ФЗ) предусмотрены особенности обращения взыскания на предмет залога.

Согласно статье 13 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства при возникновении оснований для обращения взыскания на предмет залога; при уклонении застройщика от государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства государственная регистрация права собственности на такой объект осуществляется на основании решения суда, принятого по иску участника долевого строительства об обращении взыскания на предмет залога.

Относительно того, «правомерно ли объединение госрегистратором долей в собственности, расположенных в одном объекте незавершенного строительства», отмечаем.

По смыслу положений пункта 1 статьи 244 ГК имущество, находящееся в общей собственности, — это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц (но не в собственности одного лица), соответственно, лицо, приобретающее все доли в праве общей долевой собственности на вещь, не может являться участником долевой собственности — быть сособственником по отношению к самому себе.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК. По смыслу данной нормы такое подтверждение должно соответствовать требованиям ГК.

В соответствии с главой IV Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765:

если объект принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой или общей совместной собственности в записи подраздела II-1 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) указываются слова: «общая долевая собственность» или «общая совместная собственность»;

если объект находится в общей долевой собственности, в записи подраздела II-1 ЕГРП указывается размер доли в праве; доля в праве указывается в виде правильной простой дроби;

при регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в общей долевой собственности, право каждого сособственника регистрируется в ЕГРП в виде отдельной записи о праве каждого из участников общей долевой собственности.

Также отмечаем, что после ввода в эксплуатацию соответствующих объектов недвижимости тот факт, что при осуществлении государственной регистрации доли были «объединены» и было зарегистрировано право единоличного собственника объекта недвижимости, не должно препятствовать осуществлению государственной регистрации прав на гаражи как самостоятельные объекты недвижимости (если они поставлены на государственный кадастровый учет в качестве таковых).

Просим проинформировать Росреестр о позиции Минэкономразвития России по данному вопросу (направить копию ответа заявителю).

Статья 26 Земельного кодекса. Документы о правах на земельные участки

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

2. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарии к ст. 26 ЗК РФ

1. Статьей 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Федеральный закон о госрегистрации) предусмотрено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации и фиксируются в ЕГРП. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества (в том числе и на земельные участки). В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект. Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Документы, удостоверяющие права на земельные участки (в отличие от правоустанавливающих документов, т.е. таких, на основании которых права на землю возникают), согласно Федеральному закону о госрегистрации — документы, подтверждающие регистрацию прав (ст. 9 Федерального закона о госрегистрации). В соответствии со ст. 14 Федерального закона о госрегистрации свидетельством удостоверяется проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. Форма свидетельства установлена Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.

Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (ст. 14 Федерального закона о госрегистрации). Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

То, что свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество является правоудостоверяющим документом, разъясняется и оказывается в основе ряда судебных решений. Федеральный арбитражный суд Центрального округа Постановлении от 5 сентября 2005 г. N А35-11108/04-С27 по делу N А35-11108/04-С27 разъяснил, что право собственности на объект недвижимости возникает в силу государственной регистрации прав, но не по причине такой регистрации, которая не отнесена законом к одному из оснований приобретения права собственности. Далее судом обращено внимание на то, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона о госрегистрации свидетельство о государственной регистрации права является не правоустанавливающим, а правоудостоверяющим документом и служит для подтверждения зарегистрированного права.

Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами РФ и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.

Свидетельство о государственной регистрации выдается: правообладателю — при регистрации любого вещного права на объект недвижимого имущества; арендатору — при регистрации аренды; залогодержателю — при регистрации ипотеки.

В случае общей совместной собственности в свидетельстве указываются все правообладатели и свидетельство выдается в единственном экземпляре для всех правообладателей.

В случае совместной долевой собственности в свидетельстве указываются все правообладатели, а свидетельство выдается каждому из сособственников.

Свидетельство заполняется от руки или автоматизированным способом.

Свидетельство должно быть заполнено и подписано регистратором прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. подготовлено к фактической выдаче правообладателю в срок, не превышающий срока, в течение которого должна быть проведена государственная регистрация права конкретного лица (правообладателя).

Свидетельство выдается правообладателю в день его явки в учреждение юстиции по регистрации прав.

Если лицо приобрело земельный участок до вступления в силу Федерального закона о госрегистрации и не зарегистрировало его на основании ст. 4 данного Закона (см. комментарий к ст. 25), правоудостоверяющими документами на земельный участок в данном случае будут те документы (свидетельства о праве на землю), которые были ему выданы при оформлении участка в соответствующем земельном комитете.

Не менее важный вопрос о том, какие документы следует представлять лицам, приобретающим земельный участок, в органы государственной регистрации. В данном случае речь идет о правоустанавливающих документах, предъявляемых для государственной регистрации права.

Во-первых, обязательной государственной регистрации подлежат права на земельные участки, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после вступления в силу Федерального закона о госрегистрации.

Во-вторых, лица, в силу ст. ст. 20 и 21 ЗК РФ обладающие правом оформления права собственности или заключения договора аренды, также после принятия решения об оформлении должны представить в органы государственной регистрации документы, подтверждающие право на закрепление земельного участка в собственность, либо представить договор, заключенный с органом государственной власти или местного самоуправления, обладающим полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ.

2. В соответствии с положениями ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621). Данное обстоятельство породило противоречивые толкования и сложную судебную практику в отношении договоров аренды земельных участков, заключенных сроком до одного года и не подлежащих государственной регистрации. По нашему мнению, данная проблема требует обстоятельного рассмотрения. В частности, если при продлении договора аренды земельного участка такой договор считается продленным на неопределенный срок, то на такой договор, как считаем, должны распространяться условия реализации, предусмотренные для договоров аренды, изначально заключаемых на неопределенный срок, включая условия государственной регистрации таких договоров.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Что такое регистрация права на участок?

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»

Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».

  • Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
  • Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
  • Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

  • через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
  • через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.

Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.

«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.

1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.

В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Как и где оформить право собственности на земельный участок

Государственная регистрация права собственности на земельный участок является завершающим этапом закрепления полномочий законного владельца этого объекта недвижимости. Правила проведения регистрационных действий регламентированы в ГК РФ и нормах Федерального закона № 218-ФЗ.

Что эта такое

Государственная регистрация права собственности на земельный участокПриобретение земельных наделов может осуществляться по различным основаниям – совершение возмездных и безвозмездных гражданских сделок, получение земли по наследству, выкуп из государственного или муниципального фонда. Вне зависимости от указанных оснований, вступление в права собственности подразумевает обращения на регистрацию, которую проводит уполномоченное государственное ведомство – служба Росреестра.

По правилам ГК РФ регистрационные действия проводятся в отношении юридически значимых действий с каждым объектом недвижимости, в том числе земельными наделами. Эту процедуру должны проходить все приобретатели – граждане, юрлица, частные предприниматели. Ключевые принципы регистрационных мероприятий заключаются в следующем:

  • сведения, полученные службой Росреестра в ходе проверки представленных документов, включаются в единую федеральную базу данных ЕГРН;
  • право собственности возникает только с момента внесения данных в указанный реестр, сам факт заключения договора с земельным объектом не повлечет юридических последствий без прохождения регистрации;
  • с января 2017 года регистрационные действия проводятся одновременно с постановкой земельного объекта на кадастровый учет, если это мероприятие не было выполнено ранее.

Федеральный закон № 218-ФЗ определяет все общие и частные требования к регистрационной процедуре – перечень оснований для регистрации, список необходимых документов, порядок и способы обращения владельцев участка для закрепления прав.

Таким образом, в результате регистрационной процедуры сведения о возникшем или приобретенном праве собственности будут внесены в госреестр ЕГРН, а владелец участка приобретет комплекс способов и вариантов защиты своего права.

Основания для регистрации

Статьей 14 Федерального закона № 218-ФЗ регламентирован перечень возможных оснований, по которым может проводиться регистрация права собственности на земельный участок. В их состав входит:

  • распорядительные акты властных органов, на основании которых выделяется земельный надел (например, постановление местной администрации о выделении участка многодетной семье);
  • договоры, подтверждающие совершение гражданских сделок (например, договор купли-продажи надела);
  • свидетельство о праве на наследство, выданное в нотариальной конторе;
  • решение судебного учреждения (например, решение суда о признании права собственности на землю);
  • правоустанавливающие документы на землю, выданные до введения системы регистрационных действий;
  • межевой план, изготовленный кадастровым специалистом – инженером по итогам кадастровых работ;
  • иные документы или основания, зафиксированные в законодательных актах.

Все эти основания будут проверяться регистрационными органами при обращении за оформлением прав на землю.

Требования к документам

Регистрационные действия проводятся только на основании представленных документов. Неполнота представленной документации или ошибки при заполнении отдельных бланков могут повлечь отказ или приостановку регистрации. Для оформления права собственности владелец земли должен представить следующий комплект документов:

  • заявление о проведении регистрационных действий (если одновременно проходит постановка участка на кадастровый учет, подается единое заявление);
  • общегражданские паспорта всех участников правоотношений (например, сторон по гражданской сделке с землей);
  • правоустанавливающие документы – свидетельство о праве (выдавалось до июля 2016 года), выписка из госреестра ЕГРН (выдается с июля 2016 года), свидетельство о наследстве, распорядительный акт органа власти и т.д.;
  • документы, удостоверяющие проведение сделки (договор, передаточный акт); , в котором закреплены границы земли и иные количественные и качественные параметры объекта;
  • нотариальная доверенность на представителя, если ему поручена регистрация;
  • платежное поручение, подтверждающее факт оплаты госпошлины (в настоящее время размер пошлины составляет 2000 рублей для граждан и 22 000 рублей для юрлиц).

В зависимости от особенностей конкретной ситуации, состав документов может существенно расширяться. Например, для оформления права по итогам сделки с земельным объектом долевой собственности потребуется представить договор, удостоверенный в нотариальной конторе.

Ключевой набор сведений, который потребуется регистрационным органам, будет содержаться в договоре на гражданскую сделку и межевом плане на участок. Для обращения за изготовлением межевого плана необходимо самостоятельно выбрать кадастрового инженера и представить ему все документы на земельный участок. В ходе кадастровых работ будут определены характерные точки границ надела, которые нужно согласовать с владельцами смежных земельных объектов. Такой акт согласования будет являться неотъемлемым приложением к межевому плану.

При совершении гражданских сделок с землей стороны должны согласовать все существенные и факультативные условия, после чего в договор включаются следующие пункты:

  • данные о месте и дате составления документа;
  • полные сведения о сторонах договора;
  • детальное описание предмета договора – кадастровый номер участка, площадь, категория и вид разрешенного пользования, и т.д.;
  • основания для заключения сделки;
  • цена земли и порядок расчетов между контрагентами (если сделка носит возмездный характер);
  • порядок перехода прав на землю;
  • наличие ограничений и обременений, которые сохраняются при регистрации права собственности (например, частный или публичный сервитут).

Все условия договора должны отвечать требованиям законодательных актов, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Если земля приобретена в собственность путем приватизации из муниципального фонда, на регистрацию будет представлен не только выкупной договор, но и платежное поручение, подтверждающее оплату стоимости участка. На момент обращения в службу Росреестра нужно подтвердить полную оплату по договору, если иное не оговорено условиями выкупа.

Если основанием для регистрации выступает судебный акт, должностные лица Росреестра обязаны исполнить его точно по содержанию. Для этого представленное судебное решение должно содержать точные сведения о правообладателе, а также о параметрах земельного объекта (кадастровый номер, адрес месторасположения, площадь и т.д.). При необходимости, заявитель или государственный регистратор могут обратиться за разъяснением судебного акта.

Куда обращаться

Федеральный закон № 218-ФЗ допускает различные способы обращения за регистрацией прав на землю, граждане вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вариант. Обратиться за совершением регистрационных действий можно следующим образом:

  1. непосредственно в территориальное учреждение Росреестра, для этого можно предварительно записаться на прием по единому федеральному номеру;
  2. через систему Многофункциональных центров;
  3. путем заполнения электронной формы заявления через официальный портал госуслуг.

В каждом из перечисленных вариантов регистрационные действия будут проводиться должностными лицами Росреестра, а из МФЦ документы будут направлены в порядке межведомственного обмена информацией.

Способ обращения не влияет на результаты регистрации, в каждом случае все сведения о праве собственности будут внесены в госреестр ЕГРН. а правообладатель получит надлежащий правоустанавливающий документ.

Сроки регистрационной процедуры

Так как регистрационные действия входят в состав государственных услуг, сроки оформления прав на землю регламентируются на федеральном уровне. Согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ, продолжительность регистрационной процедуры определяется следующим образом:

  • семь рабочих дней – при подаче документов напрямую в службу Росреестра;
  • девять рабочих дней – при обращении правообладателя в Многофункциональный центр;
  • три и пять рабочих дней соответственно, если на регистрацию поступают документы по сделкам, прошедшим нотариальное удостоверение (например, при оформлении прав на землю по итогам наследственной процедуры).

При обращении на регистрацию заявитель получает расписку, в которой будет указана дата обращения за итоговыми документами. Сокращение указанных сроков возможно только при наличии такой возможности у регистрационных органов, граждане не могут повлиять на продолжительность оформления документов.

Нюансы регистрационных действий на землю

Одновременно с регистрацией прав на участки могут возникать специфические нюансы и сложности, которые нужно учитывать заявителю. Выделим наиболее распространенные проблемные ситуации, которые могут возникать на стадии регистрации:

  1. если ранее на земельный участок были зарегистрированы ограничения или обременения, они сохранят свою силу, если иное не предусмотрено законом или соглашением;
  2. регистрация перехода прав на землю, при наличии зарегистрированного обременения в виде залога, допускается только при условии согласия залогодержателя;
  3. одновременно с регистрацией прав на землю могут проводиться аналогичные действия с объектами капитального строительства, размещенными на участке (например, регистрационные действия могут проводиться одновременно для жилого дома и участка под ним).

Также отдельные нюансы могут возникать при регистрации сделок продажи земли, если стороны предусмотрели порядок расчета после обращения в службу Росреестра. В этом случае до момента полного исполнения денежных обязательств будет установлен залог в силу закона, который впоследствии может быть снят.

При совершении односторонних сделок для проведения регистрационных действий достаточно заявления от самого правообладателя. Если на регистрацию представлен двусторонний договор, заявление будет подписываться обеими сторонами, а получить итоговые документы сможет сам новый собственник.

Что получает собственник после регистрации

Государственная регистрация права собственности на земельный участокРегистрационная процедура позволяет официально закрепить право собственности на землю в федеральной базе данных ЕГРН. Для подтверждения этого факта собственник сможет получить в службе Росреестра или Многофункциональном центре выписку из ЕГРН. а также удостоверенный договор с регистрационной отметкой.

С июня 2016 года надлежащим правоустанавливающим документом является только выписка из госреестра ЕГРН (до декабря 2016 года реестр носил название ЕГРП). Если собственник обращался за регистрацией до указанного момента, у него на руках будет свидетельство о праве. Этот документ сохраняет свое юридическое значение, обращаться за его заменой не нужно. Замена свидетельства на выписку ЕГРН будет происходить при первом последующем обращении в органы регистрации.

Также с января 2017 года собственнику земли не выдается кадастровый паспорт на участок. Вместо этого, содержание кадастрового паспорта полностью включено в выписку ЕГРН, в том числе графическая схема земельного надела с указанием его границ и площади. Ранее выданные кадастровые паспорта в настоящее время не применяются.

После регистрационных действий собственник не только приобретает возможность защищать свое право от посягательств третьих лиц, но и может распоряжаться землей по собственному усмотрению – заключаться договоры, совершать возмездные и безвозмездные сделки, передавать землю во временное пользование. При этом должны соблюдаться правила категории земель и вида разрешенного пользования участков.

Пошаговая инструкция для регистрации договора аренды земельного участка в Росреестре и необходимые документы

Регистрация подписанного сторонами договора аренды земли подразумевает под собой внесение сведений об осуществляемых правовых отношениях между субъектами в Единый государственный реестр, который является хранилищем получаемых им данных обо всех видах сделок с недвижимостью.

Что необходимо для регистрация права аренды земельного участка: необходимые документы и оплата государственной пошлины. Обо всем об этом подробнее в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Для чего проводят процедуру?

ГК РФ в статье 609 предусматривает, что договора аренды, заключаемые сроком больше одного года, подлежат обязательной регистрации. Если в правовых земельных отношениях одна из сторон является лицом юридическим, то соглашение регистрируется в обязательном порядке, даже если договор предусматривает краткосрочную аренду (об особенностях договора аренды земли юридическим лицом мы писали тут).

Любой составленный в письменном виде договор подлежит обязательной государственной регистрации.

ЗК РФ в статье 26 подтверждает обязательность регистрации договорных отношений между субъектами.

Регистрируемые в законодательном порядке данные о правовых отношениях лиц, которые подписали соглашение, позволяет сохранить базу данных о сторонах, вступивших в сделку, а также информацию об арендуемых территориях.

Статья 609 ГК РФ. Форма и государственная регистрация договора аренды

Такие действия позволяют держать в сохранности уже готовые сведения о земельных наделах для возможного осуществления с арендованными участками последующих действий, предполагающих куплю-продажу земли, переуступку или бесплатный переход территорий в собственность (о нюансах составления договора переуступки прав аренды ЗУ читайте здесь).

Для решения внезапно возникших между сторонами подписанных договорных обязательств споров, отделения Росреестра готовы предоставить в судовые инстанции, зарегистрированные в законодательном порядке и хранящиеся в учреждении сведения.

Договора аренды земли подаются на регистрацию в нескольких экземплярах сразу же после их подписания и получения свидетельства о выделенной арендатору территории.

Регистрация договора аренды земельного участка: пошаговая инструкция

Как зарегистрировать договор аренды земли? Регистрация сделки осуществляется после процедуры, предусматривающей обращение заинтересованного лица в уполномоченные органы законодательной власти, с просьбой о выделении земельной территории.

Проведение межевания земельного надела, получение кадастровой документации и подписание договора аренды является основанием для обращения субъекта в одно из отделений ЕГРП.

Процесс регистрации договора аренды земли предполагает следующие действия будущего арендатора:

Предоставить в региональные отделения Росреестра документы, используя для этой цели один из предлагаемых способов:

  • почтовым сообщением;
  • электронной почтой;
  • лично в учреждение ЕГРП, которое уполномочено совершать регистрацию прав субъекта;
  • лично в отделение региональной службы Росреестра.

Необходимые документы

Регистрация договоров аренды предполагает наличие для проведения процедуры некоторых документов, перечень которых, в зависимости от способа аренды, а также ее целевого предназначения, может быть разным.

В различных случаях государственная регистрация предусматривает подачу следующих документов для регистрации договора аренды земельного участка в Росреестр:

Юридическим лицам в регистрационный отдел необходимо будет предоставить дополнительную документацию:

  1. Копии заверенных нотариусом учредительных документов (предусматривается возможность подтверждения подлинности предоставленной документации руководителем организации).
  2. Нотариально заверенный документ, который доказывает полномочия представителя субъекта правовых отношений.

Юридические лица могут приложить к установленной законодательством обязательной документации дополнительные документы:

  • копия документа, который может подтвердить публикацию в информационных источниках сообщения о состоявшихся торгах;
  • копия решения местной администрации, о проведении предусмотренного законодательством аукциона;
  • копия протокола, содержащего информацию о результатах проведенных торгов.

При обращении в ЕГРП с заявлением о регистрации аренды земле в Росреестре представителей субъектов правовых отношений, также предоставляется заверенная у нотариуса доверенность.

Перед подачей документации на регистрацию субъектам правовых отношений необходимо обратиться за разъяснениями в Росреестр.

Срок регистрации специалистами ЕГРП

Согласно ФЗ РФ № 218 от 03.07.2016 года оговаривающим срок регистрации недвижимости, предусматривается, что в течение семи дней с момента приема отделением ЕГРП заявления, а также прилагаемой к нему документации договор аренды должен быть зарегистрирован.

Срок установлен по процедуре вынесения регистрационного решения, но не предусматривает временной отрезок для подачи документов на государственную регистрацию сторонами заключившими между собой договор аренды.

Штрафные санкции

Административную ответственность субъектов правовых отношений за нарушение установленного законом порядка регистрации недвижимого имущества предусматривает КоАП в статье 19.21, где указывается сумма возлагаемых наказаний:

  • для гражданских лиц – предусматривается штраф 1500-2000 рублей;
  • для должностных лиц – предусмотрена сумма штрафа 3000-4000 рублей;
  • для официальных юридических лиц – наказание предусмотрено в сумме 30000-40000 рублей.

Но для осуществления данной процедуры нужны законодательные основания, которые регулируют сроки подачи документов на государственную регистрацию. Законодательство РФ на сегодняшний день не предусматривает такого ограничения. О порядке процедуры регистрации говорит ФЗ №218 от от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

По всей видимости, разработчики законодательных актов, которые регулируют земельные отношения, учли тот факт, что арендатор лично заинтересован в быстром процессе регистрации соглашения, чтобы оно как можно раньше могло вступить в действие.

    и требования к нему. и на часть земельного надела. и составления соглашения о его расторжении. ?

Оплата госпошлины

Оплата государственной пошлины за регистрацию аренды земли осуществляется субъектом предоставившим заявление о государственной регистрации заключаемой сделки. Сумма внесенной оплаты составляет:

  • для гражданских лиц – 2000 рублей;
  • для официальных юридических лиц – 22000 рублей.

За регистрацию установленных законодательством дополнительных соглашений к заключаемому договору также предусмотрена оплата госпошлины:

  • для гражданских лиц она составляет 350 рублей;
  • для официальных юридических организаций – 1000 рублей.

Квитанций об оплате госпошлины предоставляются в отделения ЕГРП вместе с пакетом необходимых для регистрации документов одним из способов, который предусмотрен для подачи документации.

Процедура государственной регистрации договоров аренды является бесплатной. Материальные издержки субъекты, вступающие в правовые отношения, могут понести только в случае необходимости заверения документов у нотариусов, где расценки в зависимости от важности документа составляют от 200 до 500 рублей.

Теперь вы знаете, что договор аренды земельного участка подлежит регистрации в региональных отделениях Росреестра и что данный процесс не отличается особой сложностью, если необходимая для предоставления документация правильно оформлена и имеется в наличии. Специалисты ЕГРП обычно не задерживаются с вынесением своих решений, и арендатор в большинстве случаев законодательно вступает в свои права.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

черная любовь 3 сезон дата выхода 75

пираты карибского моря новая часть дата

орудия смерти 2 дата выхода

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector