Семейный адвокат
Назад

Прямые контракты по 44 ФЗ в 2019 году

Опубликовано: 08.09.2019
0
3

Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке

Законопроектом установлено, что заказчик перестанет размещать извещение о проведении госзакупок у единственного поставщика в силу избыточного характера этой процедуры. Новые правила будут распространяться на закупки на основании пунктов 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

Эти госзакупки заранее размещаются в плане-графике, следовательно, информация об их проведении обеспечивается. Ведомство указывает, что раз такие закупки проводятся в неконкурентной форме, дополнительно доводить информацию до участников закупок, кроме включения информации в план, нецелесообразно.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.

Этап 1. Подготовка к закупке

При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

Подготовка к проведению закупки у единственного поставщика может включать следующие мероприятия.

Организация проведения закупки у единственного поставщика Рекомендуется для предупреждения организационных сбоев при закупке у единственного поставщика
 Выбор единственного поставщика Обязательно, если единственный поставщик не определен в силу Закона
 Согласование заключения контракта с единственным поставщиком Обязательно, если закупка у единственного поставщика осуществляется в связи с признанием несостоявшимися закрытой закупки либо открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений (за исключением закупок, проводимых на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) (п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях не требуется

Организация проведения закупки у единственного поставщика не является обязательным мероприятием. Однако заказчику может быть полезным спланировать предстоящие действия, сроки и распределить функции между подразделениями и ответственными исполнителями для предотвращения возможных организационных сбоев и нарушений.

Организацией закупки у единственного поставщика целесообразно заняться заблаговременно. На практике все подготовительные мероприятия могут занять до двух недель.

1) обязательные мероприятия, которые проводятся заказчиком в любом случае;

2) обязательные мероприятия, которые проводятся заказчиком в определенных случаях.

Таблица. Обязательные мероприятия, которые проводит заказчик при закупке у единственного поставщика в любом случае

Мероприятие Возможные ответственные лица Ориентировочный срок Ориентировочное время на подготовку (проведение)
Разработать и представить на утверждение проект контракта Юрист или работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом Не позднее предполагаемой даты заключения контракта В среднем от 1 до 5 дней
Представить контракт на подписание руководителю заказчика (иному уполномоченному лицу) Работник контрактной службы (контрактный управляющий) В день подписания проекта контракта поставщиком 1 день

Таблица. Обязательные мероприятия, которые проводит заказчик при закупке у единственного поставщика в определенных случаях

Мероприятие В каких случаях должно проводиться Возможные ответственные лица Ориентировочный срок Ориентировочное время на подготовку (проведение)
Выбрать предполагаемого единственного поставщика и представить для утверждения Если единственный поставщик не определен в силу Закона N 44-ФЗ Работник контрактной службы (контрактный управляющий) До составления проекта контракта В среднем от 1 до 3 дней
Подготовить и направить обращение о согласовании заключения контракта Если контракт заключается по результатам несостоявшихся конкурса, закрытого аукциона или запроса предложений, за исключением определений поставщика, проведенных открытым способом на основании ч. 4 или 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ Не позднее 10 календарных дней с даты подписания или размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся В среднем от 1 до 3 дней
Разработать и представить на утверждение извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика Если извещение о закупке обязательно размещается в ЕИС Работник контрактной службы (контрактный управляющий) Не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта В среднем от 1 до 3 дней
Проверить обеспечение исполнения контракта, предоставленное лицом, с которым заключается контракт Если условие о предоставлении обеспечения установлено в извещении и (или) в проекте контракта Бухгалтер или работники контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с бухгалтерией Не позднее даты заключения контракта В среднем от 1 до 3 дней
Подготовить и представить на подписание уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика Если контролирующий орган уведомляется о закупке Работник контрактной службы (контрактный управляющий) Не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта В среднем от 1 до 3 дней
Подготовить и представить на утверждение отчет с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком В случаях, установленных ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ Работник контрактной службы (контрактный управляющий) Не позднее даты заключения контракта 1 день

Принятые решения по организации закупки у единственного поставщика, сроки мероприятий и назначение ответственных лиц целесообразно указать в письменной форме, для чего необходимо издать приказ о проведении закупки. Однако отсутствие приказа не является нарушением законодательства о контрактной системе и никаких последствий не влечет, поскольку издание приказа не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

1) наименование объекта закупки (предмета контракта);

2) необходимые мероприятия, их сроки и лиц, ответственных за их проведение;

3) лицо, ответственное за исполнение приказа.

Кто составляет: работник контрактной службы либо контрактный управляющий заказчика совместно с юристом.

Кто подписывает: руководитель либо иное лицо, уполномоченное от имени заказчика на принятие решений о проведении закупки у единственного поставщика.

Дата подписания: не позднее даты заключения контракта с единственным поставщиком. Если до заключения контракта необходимо разместить извещение в ЕИС, то подписать приказ целесообразно не позднее пяти календарных дней до заключения контракта. Если требуется согласовать закупку с уполномоченным органом, то приказ целесообразно издать заблаговременно (не позднее 10 календарных дней с даты подписания или размещения в ЕИС протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся).

Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком, заказчик по общему правилу должен его выбрать. В то же время ряд оснований закупки у единственного поставщика предполагает, что единственный поставщик известен заранее.

Таблица.

Некоторые случаи, когда единственный поставщик известен заранее

Случай Единственный поставщик Норма
Закупка на основании признания несостоявшимся открытого конкурса, электронного аукциона или иной конкурентной закупки (в том числе конкурентной закупки в электронной форме) Участник закупки, заявка (предложение) которого соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и документации (извещению) о закупке, которая признана несостоявшейся Пункты 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка на оказание услуг по осуществлению авторского контроля, авторского надзора Авторы проектов Пункт 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, подключению к инженерным сетям Снабжающая организация Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка произведения определенного автора, исполнения конкретного исполнителя, фонограммы конкретного изготовителя Лицо, обладающее исключительными правами (исключительными лицензиями) Пункт 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка печатного или электронного издания определенного автора Издатель, обладающий исключительными правами (исключительными лицензиями) Пункт 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка работ (услуг), выполняемых (оказываемых) только органами исполнительной власти, государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями Орган власти (учреждение, предприятие), обладающий соответствующими исключительными полномочиями Пункт 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка российских вооружения и военной техники, не имеющих российских аналогов Поставщик, включенный в реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники Пункт 7 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка товара (работы, услуги) в сфере деятельности естественных монополий, а также услуг центрального депозитария Соответствующий субъект естественных монополий, центральный депозитарий Пункт 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка услуг по участию в мероприятии, которое проводится для нескольких заказчиков Исполнитель, который определен другим заказчиком — организатором мероприятия Пункт 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупки в соответствии с правовым актом Президента РФ или Правительства РФ Поставщик, определенный Президентом РФ или Правительством РФ Пункт 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Заключение контракта управления многоквартирным домом, если помещения в этом доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности Поставщик, определенный на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством Пункт 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии Гарантирующий поставщик электрической энергии в границах зоны его деятельности Пункт 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов Поставщик, определенный распоряжением Правительства РФ Пункт 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Приобретение стандартного жилья органами исполнительной власти (местного самоуправления) Юридическое лицо, заключившее договор об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства стандартного жилья Пункт 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Лицо, которое заключило в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ договор, предусматривающий строительство стандартного жилья Пункт 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Корректировки в правилах расторжения контракта

Все способы определения поставщика подразделяются на:

  • конкурентные (конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений;
  • неконкурентные (закупка у единственного поставщика).
Предлагаем ознакомиться:  Как выписать ребенка из государственной квартиры

Чаще всего неконкурентный способ закупки — это право заказчика. Исключение составляют ситуации:

  • по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки, подавших заявки, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, его участником, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, электронном аукционе или запросе котировок признанными несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся.

Минфин также обратил внимание и на процедуру обоснования невозможности проведения процедуры определения поставщика в конкурентной форме. Ведомство считает, что необходимость обосновывать закупки, в т. ч. и способ определения поставщика, неэффективно. Таким образом, в законопроекте предлагается устранить обязанность организаторов торгов готовить обоснование согласно ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Одновременно с этим Минфин предлагает включать расчет и обоснование цены во все контракты с единственным поставщиком.

Прямые контракты по 44 ФЗ в 2019 году

В этом же проекте закона Минфин решил исправить свою техническую ошибку и сделать необязательной внешнюю экспертизу для госконтрактов по итогам электронных процедур, которые не состоялись. Дело в том, что с 01.07.2018 в таких случаях госзаказчик обязан проводить внешнюю экспертизу. А произошло это потому, что в список ситуаций, когда она не требуется, не добавили заключение контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся электронных тендеров.

У заказчика появится право заключить госконтракт с участником, которому присвоен второй номер, если с победителем контракт расторгается. Это изменение стремится сократить временные затраты госзаказчиков на удовлетворение потребностей в товарах.

После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки.

Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.

В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице.

Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.

Его можно составить в произвольной форме.

В отчете нужно указать:

  • конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
  • причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.

К таким причинам относятся, например:

  • срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
  • риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
  • отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

— открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс. Заключение контракта происходит после согласования с контрольным органом в сфере закупок (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— запрос котировок (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

— открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием (конкурс с ограниченным участием в электронной форме), двухэтапный конкурс, проводимые в электронной форме, электронный аукцион (п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— запрос котировок в электронной форме (п. 25.2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

В перечисленных случаях закупка должна быть признана несостоявшейся по определенным основаниям. В частности, закупку можно осуществить на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если конкурс в электронной форме признан несостоявшимся согласно ч. 16 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что подана только одна заявка, соответствующая установленным требованиям.

Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

— 2 млн руб.;

— 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн руб.

Прямые контракты по 44 ФЗ в 2019 году

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах.

Например, если в феврале текущего года заказчик заключит контракт на поставку канцелярских товаров на сумму 90 тыс. руб., то при наличии потребности в этих товарах в марте этого же года он вправе закупить их у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 тыс. руб.

Общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения. Главное, чтобы годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не превышал 2 млн руб. или 5% от совокупного годового объема закупок и составлял при этом не более 50 млн руб.

Законом установлены и другие случаи, в которых товары (работы, услуги) могут закупаться у единственного поставщика. Эти случаи можно разделить на следующие группы.

1) запроса предложений в электронной форме, который признан несостоявшимся согласно ч. 26 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что подана только одна заявка, соответствующая установленным требованиям (п. 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

2) определения поставщика, проводимого закрытым способом. Заключение контракта происходит после согласования с контрольным органом в сфере закупок (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

3) запроса предложений. Заключение контракта происходит после согласования с контрольным органом в сфере закупок (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Существует ряд особенностей при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам закупки, признанной несостоявшейся.

1) закупка услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

2) закупка услуг по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

3) закупка услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу (лицам), пользующемуся нежилыми помещениями, которые находятся вместе с помещениями заказчика в одном здании (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Предлагаем ознакомиться:  Дворец детского и юношеского творчества

4) закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению к инженерным сетям по регулируемым ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

5) закупка услуг по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

 Разработка и утверждение проекта контракта для заключения с единственным поставщиком Осуществляется, кроме случаев, предусмотренных п. п. 24 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
 Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком Обязательно в ряде случаев (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях не требуется
 Подготовка и размещение в ЕИС (на официальном сайте) извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика Обязательно в ряде случаев (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях не требуется

Этап 2. Поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика, за исключением случаев, когда таковой определен актами Правительства РФ или Президента РФ. Например, Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р установлены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы.

Прямые контракты по 44 ФЗ в 2019 году

Документация о закупке у единственного поставщика не разрабатывается. Однако некоторые документы все-таки придется составить.

  1. Контракт. В него включаются все существенные условия того или иного вида договора, иначе он может быть признан незаключенным. В любом случае в контракте должны быть условия:
  • о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

  • об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

  • порядок и сроки оплаты контракта;

  • порядок приема исполнения контракта и оформления его результатов (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

  • требование предоставить обеспечение исполнения контракта, если оно предусмотрено закупкой (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 – 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 закона, в контракт могут не включаться некоторые условия, закрепленные в ст. 34. Кроме того, в этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок.

При разработке проекта нужно учитывать, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). Обычно такой расчет составляется в виде отдельного приложения.

При заключении по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактов на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Такое мнение высказала ФАС в Письме от 16.11.2017 № ВК/79958/17.

  1. Извещение об осуществлении закупки. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при проведении закупки по п. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 данного закона необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством РФ).

Извещение должно содержать:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

  • краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки, цену контракта, источник финансирования;

  • ограничение участия в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (если такое ограничение установлено заказчиком);

  • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения (если установление требования об обеспечении исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

Прямые контракты по 44 ФЗ в 2019 году

Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.

Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).

Согласование закупок по-новому

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Контракт заключается путем его подписания сторонами. Важно перед подписанием контракта проверить предоставление обеспечения его исполнения (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта)).

Срок подписания контракта с единственным поставщиком законодательством не установлен. Однако, если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур, он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика несостоявшимся.

Бесплатный вебинар для поставщиков

При закупке у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в ФАС, а если закупка проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, то в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящей нормой контракта с обоснованием его заключения.

* * *

Подводя итог, напомним, что нужно составить отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком (за исключением контрактов, заключенных по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Форма такого отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Его можно составить в ЕИС, подписать электронной подписью и разместить в системе. Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается.

Законопроект наделяет новым полномочием правительство. Оно будет определять случаи согласования с ФАС заключения контрактов с единственным исполнителем. Такое согласование будет необходимо только в ходе определенных способов определения поставщика, а также при превышении зафиксированного размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Все эти параметры и утвердит кабмин в отдельном постановлении.

Вместе с тем необходимость согласования в запросах котировок уже исключена самим законопроектом.

Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контракт любым удобным способом (в письменной или устной форме).

Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.

Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

Контракт должен содержать все существенные условия.

Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Тренинг для поставщика

Заключение контракта с единственным поставщиком может включать следующие мероприятия.

Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного единственным поставщиком  Обязательно, если требование об обеспечении установлено заказчиком
Подписание контракта с единственным поставщиком  Обязательно (ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Заказчик проводит проверку обеспечения, предоставленного единственным поставщиком, только в том случае, если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении о закупке у единственного поставщика (проекте контракта) или в документации (извещении) об осуществлении несостоявшейся закупки, по итогам которой заключается контракт с единственным поставщиком.

Предлагаем ознакомиться:  Какая свадьба отмечается в юбилейные даты с 1 года до 50 лет названия и традиции

1) факт перечисления денежных средств и их размер (если обеспечение предоставлено денежными средствами);

2) соответствие условий гарантии требованиям закона (если обеспечение предоставлено в виде банковской гарантии);

3) соответствие обеспечения исполнения контракта требованиям ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, если контракт заключается согласно п. п. 24, 25, 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам признания несостоявшимся аукциона или конкурса (в том числе электронных) и цена контракта ниже НМЦК по указанным закупкам на 25 и более процентов;

4) соблюдение единственным поставщиком срока предоставления обеспечения исполнения контракта.

Нарушение такого срока влечет признание поставщика уклонившимся от заключения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Срок: проверить предоставленное обеспечение необходимо до заключения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если в качестве обеспечения предоставлена банковская гарантия, то рассмотреть ее заказчик должен в течение не более трех рабочих дней со дня поступления (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ), но с учетом сроков подписания контракта.

Надстройка Excel

Уточнять размер обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых правил необходимо только в случае, если закупка осуществляется по итогам несостоявшегося конкурса или аукциона (п. п. 24, 25, 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

В случае если к участнику несостоявшейся закупки применяются антидемпинговые меры, размер обеспечения контракта увеличивается и контракт заключается с таким участником только после предоставления обеспечения исполнения контракта в полном размере (ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Таблица.

Размер обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер

Снижение участником цены контракта Начальная цена контракта Информация о добросовестности Размер обеспечения
Менее 25% Независимо от начальной цены Не требуется ПР {amp}lt;*{amp}gt;
25% и более Более 15 млн руб. Не требуется ПР x 1,5 {amp}lt;**{amp}gt;
15 млн руб. и менее В заявке отсутствует
В заявке имеется ПР

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Одним из способов такого обеспечения является внесение на указанный заказчиком счет денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Чтобы установить выполнение этого требования, необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на указанный заказчиком счет.

Проверка обеспечения исполнения контракта в случае предоставления банковской гарантии

При поступлении в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии ее необходимо проверить на соответствие требованиям, установленным законом (ч. 2, 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Подписание контракта с единственным поставщиком представляет собой итоговое мероприятие в рамках процедуры закупки у единственного поставщика. После подписания нужно передать (направить) один экземпляр контракта лицу, с которым он заключен.

Срок: по общему правилу подписать контракт можно в любой день. Главное, чтобы в ЕИС был размещен план-график со сведениями о такой закупке у единственного поставщика, поскольку закупки, не включенные в план-график, проводить нельзя (ч. 11, 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если закупка у единственного поставщика требует размещения в ЕИС извещения, то из ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует, что контракт не может быть заключен ранее истечения пяти дней с даты такого размещения.

Если контракт заключается по результатам несостоявшихся закрытых процедур, то подписать его необходимо не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от уполномоченного органа соответствующего согласования (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

1) не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от уполномоченного органа соответствующего согласования, за исключением запроса котировок;

2) не позднее 20 календарных дней с даты, когда в ЕИС размещены протоколы с информацией о признании несостоявшимся определения поставщика, если закупка проводилась согласно ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ;

3) в сроки, установленные ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ в случаях, указанных в ч. 1, 3 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, если проводился запрос котировок.

Если контракт заключается по результатам несостоявшегося электронного аукциона или таких закупок в электронной форме, как открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса предложений, запроса котировок, то подписать контракт необходимо в сроки, установленные ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ (п. п. 25.1 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Порядок подписания контракта с единственным поставщиком не имеет каких-либо особенностей по сравнению с порядком подписания контракта с участником конкурентной закупки.

Уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком необходимо в случаях, которые перечислены в ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В остальных случаях уведомления о закупке у единственного поставщика не требуется.

Заказчику в ряде случаев необходимо уведомить контролирующий орган в сфере закупок о заключении контракта с единственным поставщиком (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Для этого необходимо подготовить и направить в контролирующий орган письменное уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика с необходимыми приложениями.

Срок: отправить уведомление в контролирующий орган надо не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Согласование заключения контракта и содержание обращения

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение. 

Процедура обращения:

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Введение обеспечения гарантийных обязательств

Минфин предлагает ввести отдельные обеспечения гарантийных обязательств поставщика. Эти поправки призваны снизить финансовую нагрузку на участников госзакупок, от которых госзаказчик требует обеспечение исполнения контракта, включая гарантийные обязательства. Планируется, что когда заказчик установит такое требование, то участник обязан предоставить его отдельно при приемке товара.

Размер такого обеспечения не будет превышать 10 % от НМЦК.

Дополнение перечня предметов закупок

В настоящее время у заказчика есть возможность заключить договор аренды у единственного исполнителя только в отношении:

  • здания;
  • строения;
  • сооружения;
  • нежилого помещения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

После вступления в силу законопроекта у госзаказчика появится возможность подписать договор аренды также в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector