Семейный адвокат
Назад

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Опубликовано: 02.09.2019
0
0

Закон об изъятии земель

Ввиду большой социальной значимости и необходимости защиты прав собственников и прочих правообладателей земельных участков, а также защиты интересов государства и предупреждения коррупционных схем в конце 2014 г. Советом Федерации был одобрен закон № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Президент РФ подписал закон 31.12.2014 г. Закон вступил в силу с 1 апреля 2015 г.

Согласно данному закону, основные изменения вносились в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Закон о государственной регистрации прав, Закон об оценочной деятельности, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон о недрах и в прочие законодательные акты. В целом все изменения касаются порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В частности в Земельном кодексе [1] был изменен текст статьи 49 «Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Также кодекс был дополнен новой главой VII.1 «Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд».

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли

Особенности расчета размера компенсации (возмещения убытков) при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены в ст. 56.8 Земельного кодекса РФ.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Оценку размера возмещения проводят профессиональные оценщики или оценочные компании, с которыми органы госвласти заключили соответствующий договор.

а.  в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного срока — на сорок девять лет;

б.  в случае прекращения правапостоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или организации имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;

в.  в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

2)  рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, размещенных на изымаемом земельном участке и принадлежащих лицу на праве собственности, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества;

3)  убытки, причиненные изъятием земельных участков (в т. ч. убытки в связи с невозможностью выполнения обязательств перед третьими лицами, которые подтверждены заключенными договорами). В этом случае правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке, документы, подтверждающие возникновение убытков.

4)  упущенная выгода (подлежит оценке на общих основаниях).

1) объекты недвижимости и неотделимые улучшения данных объектов, произведенные вопреки виду разрешенного использования земли, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка;

2) неотделимые улучшения земельного участка и/или расположенных на нем объектов, произведенные после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка;

3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка (за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство);

4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя;

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии.

Если изъятию подлежит только часть земельного участка или за лицом, у которого он изымается, сохраняются какие-либо другие права на него, то размер возмещения уменьшается на сумму рыночной стоимости неизымаемой части участка или рыночной стоимости сохраняющихся прав.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Оценка рыночной стоимости всех видов прав на изымаемые земельные участи определяется исходя из вида разрешенного использования, установленного на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии. Это связано с тем, что при планируемом изъятии земельного участка его реальная стоимость на рынке резко уменьшается, что было бы несправедливо по отношению к правообладателям.

Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Что включается в расчет компенсации?В состав убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков для публичных нужд, закон № 499-ФЗ включает те же составляющие, что и ранее действующее законодательство (п. 4 ст. 63 ЗК РФ и п. 2 ст. 281 ГК РФ в редакции до 01.04.15). За изъятие полагается выплатить рыночную стоимость участка (либо рыночную стоимость иных вещных либо обязательственных прав на участок), стоимость расположенной на нем недвижимости, убытки, которые возникают в связи с невозможностью исполнить ранее принятые обязательства перед третьими лицами, а также упущенную выгоду (п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ).

Все перечисленное выше — это убытки (реальный ущерб и упущенная выгода). Однако рыночная стоимость участка выделяется в законе особенно. Это объясняется тем, что стоимость изымаемого объекта доказывается с помощью отчета об оценке, подготовленного в соответствии с ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Изменения в Закон расширили список лиц, которые вправе претендовать на компенсацию в случае изъятия участка. Ранее Земельный кодекс относил к ним только собственников. Сейчас же на возмещение убытков могут рассчитывать и иные законные владельцы, например арендаторы (титульных владельцев и собственников Земельный кодекс теперь называет правообладателями). До принятия поправок данное правило не было очевидным.

Помимо стоимости изымаемого участка или прав на него возмещению подлежат также иные убытки, в том числе упущенная выгода. Ее размер можно подтвердить лишь с помощью заключения эксперта.

Помимо прямо перечисленных в Земельном кодексе убытков правообладатель вправе получить компенсацию упущенной выгоды (п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ). Но как рассчитывать эту составляющую компенсации, в Земельном кодексе не указано. В законе появилась лишь абстрактная отсылка к федеральному законодательству. В Земельном кодексе можно найти указание на отчет об оценке убытков (подп. 2 п. 4 ст. 56.10 ЗК РФ).

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Но закон № 135-ФЗ не рассматривает убытки в качестве объекта оценки. Поэтому отчета оценщика по определению размера убытков быть не может. Это подтверждает и судебная практика В итоге остается один вариант — определить убытки с помощью заключения эксперта (определение ВАС РФ от 23.01.13 по делу № А73-3327/2012).

Судебная экспертиза может быть назначена по поручению суда. Стороны спора вправе, самостоятельно обратившись к эксперту, заказать подготовку расчета (либо контррасчета) убытков на основании статьи 75 АПК РФ, но такой расчет не будет иметь в суде статуса экспертного заключения, а будет считаться «иным доказательством».

Похожих статей пока нет.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст.
279 ГК
РФ устанавливает,
что изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
осуществляется в случаях и в порядке,
которые предусмотрены земельным
законодательством. Однако, уже в ст. 282
ГК РФ вводится уточнение: «Если
правообладатель изымаемого земельного
участка не заключил соглашение об
изъятии, в том числе по причине несогласия
с решением об изъятии у него земельного
участка, допускается принудительное
изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных
нужд».

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли взыскать долг в суде без расписки но с выпиской из банка

Замечание

ИМХО: Введение
в ГК РФ ст. 282 в
ред. Федерального закона от 31.12.2014 N
499-ФЗ противоречит ст.
8 Конституции
РФ, нарушая принцип равной защиты всех
форм собственности в РФ: ни физическое,
ни юридическое лицо не имеют права
подать иск о принудительном изъятии
земельного участка у государства или
муниципалитета, даже в случае его
нецелевого использования.

При
этом за земельный участок, изымаемый
для государственных или муниципальных
нужд, его правообладателю предоставляется
возмещение (ст.
281 ГК
РФ). Сроки,
размер возмещения и другие условия, на
которых осуществляется изъятие земельного
участка для государственных или
муниципальных нужд, определяются соглашением
об изъятии земельного участка и
расположенных на нем объектов
недвижимости.

Порядок
изъятия земельных
участков для государственных и
муниципальных нужд установлен
Гл.VII.1 ЗК
РФ.

1)  необходимостью выполнения международных договоров РФ;

2)  строительством или реконструкцией следующих объектов федерального, регионального или местного значения:а.  автомобильных дорог всех уровней;б.  объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;в.  объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования;г.  объектов систем электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения всех уровней;д.

линейных объектов федерального и регионального значения, которые обеспечивают деятельность субъектов естественных монополий;е.  объектов энергетических систем федерального и регионального значения;ж.  объектов обороны и безопасности государства, в т.ч. инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникации, возводимых в интересах защиты и охраны Государственной границы;з.  объектов использования атомной энергии;и.  объектов, обеспечивающих космическую деятельность.

В законе предусмотрено, что изъятие земель для этих нужд осуществляется только в случае отсутствия других возможных вариантов строительства или реконструкции этих объектов. В то же время в статье 49 ЗК РФ добавлен пункт, что федеральными законами могут быть установлены и другие основания для изъятия земельных участков.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

а.  запрашивает сведения об имеющихся правах в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также у предполагаемых правообладателей;

б.  обеспечивает опубликование сообщения о планируемом изъятии земли в СМИ, на своем сайте, на досках объявлений (информационных щитах) и в прочих местах согласно установленному порядку для оповещения граждан о принятых решениях органов госвласти соответствующего уровня.

Физические и юридические лица, а также госорганы и учреждения, получившие запросы о принадлежности земельных участков и недвижимого имущества, в срок 5 дней обязаны представить в уполномоченный орган сведения об имеющихся правах, а также копии документов, подтверждающих данные права.

Если права на земельные участки и/или расположенные на них объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРП, правообладатели земельных участков и объектов недвижимости, подлежащих изъятию, в течение 60 дней с момента опубликования сообщения должны подать в уполномоченный орган заявления об учете их прав (обременений прав) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

Для проведения данного этапа – выявления лиц, которым принадлежат изымаемые земельные участки – предусмотрен срок не менее 60 дней с момента опубликования сообщения о планируемом изъятии земли. Решение об изъятии земель не может быть принято до окончания этого срока.

В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган соответствующего уровня обращается в суд с заявлением о признании права собственности на такую недвижимость за Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В будущем, после изъятия земельных участков и недвижимости, если правообладатели будут выявлены и смогут доказать свое право на имущество, они смогут требовать возмещения за изъятое имущество у лиц, которым оно было предоставлено, либо при отсутствии указанных лиц возмещение должно быть выплачено за счет бюджетных средств соответствующего уровня.

IV.  Принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

а.  размещает его на своем официальном сайте;

б.  обеспечивают его опубликование в порядке, установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов;

в.  направляет копию решения правообладателям недвижимости. Копия решения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав, в ЕГРП или в государственном кадастре недвижимости. Правообладатель может также указать для направления ему официальных документов адрес электронной почты.

г.  направляет копию решения об изъятии в орган госрегистрации прав на недвижимое имущество;

д.  копия решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимости, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц, направляет организации, подавшей ходатайство об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю заказного письма. В случае отправки правообладателю копии решения об изъятии на адрес электронной почты он считается уведомленным в день отправления письма. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии.

После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления ему проекта соглашения об изъятии земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

V.  Подготовка и заключение соглашения об изъятии земельных участков.

а.  обеспечивает проведение кадастровых работ по образованию или уточнению границ земельных участков, подлежащих изъятию;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

б.  подает заявление о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, предоставляемых взамен изъятым, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению;

в.  заказывает проведение оценочных работ для установления рыночной стоимости изымаемых земельных участков и объектов недвижимости, заказывает оценку размера убытков, причиняемых правообладателям при изъятии, а также оценку недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого;

г.  осуществляет переговоры с правообладателями;

д.  осуществляет подготовку соглашения об изъятии;

е.  направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и/или расположенным на них объектам недвижимого имущества для проведения кадастровых работ и определения рыночной стоимости.

1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения;

2) кадастровые номера земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию;

3) цель изъятия;

4) реквизиты решения об изъятии;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

5) права на земельные участки и/или расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и/или возникают на основании соглашения об изъятии;

6) срок передачи земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя;

Оценка рыночной стоимости изымаемого земельного участка

Оценке подлежит рыночная стоимость изымаемого участка, который принадлежит на праве собственности, либо рыночная стоимость любых иных прав на участок (ст. 56.8 ЗК РФ). Оценка проводится по правилам закона № 135-ФЗ за исключением тех особенностей, которые указаны в земельном законодательстве.

Теперь в законе прямо указано, каким образом следует оценивать прекращаемые права (п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ). Например, рыночная стоимость прав компании на постоянное (бессрочное) пользование определяется как рыночная стоимость права аренды на 49 лет (п. 9 ст. 26 Закона). А рыночная стоимость права аренды или права безвозмездного пользования земельным участком по договору определяется как рыночная стоимость права аренды до истечения срока действия указанных договоров.

Предлагаем ознакомиться:  Как оспорить межевание земельного участка соседа

Публичный орган может изъять не только весь участок, но и часть участка , В таком случае рыночная стоимость рассчитывается как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка и рыночной стоимостью оставшегося у правообладателя участка либо, соответственно, как разница между стоимостью прекращаемого и сохраняющегося права на участок (п. 4 ст. 56.8 ЗК РФ).

Вид разрешенного использования (ВРИ) — это, основная характеристика земельного участка, в том числе для целей оценки. Именно от ВРИ зависит экономическая привлекательность участка. Поэтому правообладателю, у которого изымается участок, получив проект соглашения об изъятии и приложенный к нему отчет об оценке, важно обратить внимание на то, какой вид разрешенного использования применялся в целях оценки.

Первый шаг — нужно установить дату, на которую учитывается ВРИ . По общему правилу это должен быть день, предшествующий дате принятия решения об изъятии. Если на дату решения об изъятии ВРИ уже был изменен в целях планируемого изъятия, то учитывается тот вид, который был у участка до изменения ВРИ в целях изъятия.

Второй шаг — после установления даты правильно определить сам вид разрешенного использования. Он обязательно учитывается в Государственном кадастре недвижимости, или ГКН. До 1 января 2015 года ВРИ вносился и в ЕГРП… Поэтому информацию о разрешенном использовании можно найти в выписке из ГКН и (или) ЕГРП.

Разрешенное использование устанавливается на основе градостроительной документации и фактического использования земельного участка. Чтобы узнать подлинный вид использования участка, нужно сначала обратиться к генеральному плану, а также правилам землепользования и застройки . Эти документы расскажут о перечне возможных ВРИ для земельного участка.

Учитывая фактическое использование участка, можно будет установить конкретный ВРИ. Разумеется, при условии, что собственник не нарушает виды разрешенного использования, предусмотренные в генплане и ПЗЗ. Важно учитывать еще один момент. Если ВРИ установлен до принятия генплана и ПЗЗ, такой ранее установленный вид использования продолжает применяться, даже если он противоречит генплану и ПЗЗ.

Нельзя исключать и того, что установить ВРИ с помощью генплана и ПЗЗ не удается. В таком случае можно опосредованно ссылаться пункт 15 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (утв. приказом Минэкономразвития России от 22.10.10 № 508). В этом пункте говорится о том, что если участок не застроен, то принимается тот ВРИ, который обеспечивает земельному участку максимальную рыночную стоимость с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования. Для застроенного участка принимается ВРИ исходя из назначения расположенных на участке объектов недвижимости.

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю проекта соглашения об изъятии. Видимо, речь идет о дате, на которую должен быть составлен отчет об оценке, но она не говорит о том, по состоянию на какую дату должна определяться стоимость участка (или стоимость прав на него).

В пункте 5 статьи 56.8 ЗК РФ дата оценки не упоминается. Поэтому не исключено, что в этой норме речь идет исключительно о дате разрешенного использования участка, но не о дате оценки в целом. Если трактовать эту норму именно таким образом, то следует признать, что в Земельном кодексе существует пробел относительно даты оценки.

В Земельном кодексе есть норма о том, что отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания соглашения об изъятии либо до решения суда о принудительном изъятии участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.8 ЗК РФ). Но в этой норме не говорится о случаях, когда правообладатель оспаривает отчет об оценке или иным образом заявляет свои требования в части установления размера возмещения.

Также следует учитывать и то, что отчет об оценке, составленный в ходе подготовки соглашения об изъятии, предназначен исключительно для заключения такого соглашения. Если же участок изымается в судебном порядке, то этот отчет, по мнению авторов статьи, учитываться не должен. В таком случае рыночную стоимость следует определять исходя из показателей этой стоимости на момент рассмотрения спора.

В новых нормах Земельного кодекса на этот счет ничего не сказано, но в свое время к такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в постановлении от24.03.05 №11. Аналогичные разъяснения недавно принял и Президиум Верховного суда (см. вопрос 7 в Обзоре судебной практики № 1 за 2014 год, утвержденном Президиумом Верховного суда 24.12.14).

Уполномоченные органы и организации

1)  для размещения объектов федерального значения – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;

2)  для размещения объектов регионального значения – исполнительные органы власти субъектов РФ;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

3)  для размещения объектов местного значения – органы местного самоуправления.

1)  субъектов естественных монополий (для размещения объектов федерального и регионального значения);

2)  организаций, уполномоченных федеральными законами, законами субъектов РФ, договорами или соглашениями с органами госвласти, лицензиями;

3)  недропользователей;

4)  государственных унитарных предприятий (при изъятии земли для строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения в случае, если работы планируется вести полностью или частично за счет бюджетных средств);

5)  государственных учреждений (при изъятии земель с целью размещения объектов федерального или регионального значения, которые предусмотрены адресной инвестиционной программой).

Правительство РФ должно установить исчерпывающий перечень таких организаций.

Оспаривание отчета оценщика

Итак, рыночная стоимость изымаемой недвижимости является основной составляющей при определении размера возмещения правообладателю, а отчет об оценке — основным письменным доказательством размера убытков. У правообладателя есть несколько практических вариантов, которые позволят доказать более выгодный размер рыночной стоимости.

Первый вариант: «соревнование» разных отчетов. Заявители в таких спорах просто представляют суду свой альтернативный отчет об оценке, который содержит иную величину рыночной стоимости. Но этого недостаточно. Как правило, суды считают, что наличие двух отчетов с разными суммами не позволяет определить, какой из них является недостоверным.

Второй вариант: проведение судебной экспертизы по оценке, ведь именно ее результаты, как правило, становятся наиболее убедительным доказательством в суде. Однако, формально заключение эксперта не должно иметь для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с иными доказательствами (п. 12 постановления Пленума ВАС РФот04.04.14 №23).

Иногда суду для назначения экспертизы достаточно ходатайства одной из сторон без представления своего альтернативного расчета. Но иногда при решении вопроса о назначении экспертизы суды учитывают значительное различие в размере выкупной цены, представленной обеими сторонами. Иными словами, чтобы убедить суд в необходимости проведения экспертизы, стороне спора лучше представить еще и альтернативный досудебный отчет оценки, чтобы показать значительное расхождение в суммах между ним и отчетом, подготовленным для публичного органа в процессе подготовки соглашения об изъятии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Однако следует помнить, что результаты судебной экспертизы непредсказуемы, и расчет эксперта может оказаться далеким от той рыночной стоимости, на которую надеялся правообладатель. Поэтому более эффективным вариантом тактики спора является опровержение отчета оппонента.

Третий вариант заключается в опровержении отчет об оценке. Суть этой тактики в том, что сторона представляет в суд свой отчет оценки, и при этом опровергает отчет оппонента. Если суд установит нарушения в подготовке отчета оппонента, это позволит сделать вывод о недостоверности такого отчета. Таким образом, единственным достоверным доказательством оценки (если, конечно, его в свою очередь не опровергнет оппонент) будет отчет, представленный стороной. В такой ситуации судебная экспертиза с третьим результатом оценки может и не понадобиться.

Чтобы опровергнуть отчет об оценке, представленный оппонентом, нужно проверить его, во-первых, на соответствие формальным требованиям, во-вторых, по содержанию проведенного оценщиком исследования.

Предлагаем ознакомиться:  Куда обратиться чтобы выдали жилье матери с детьми

Во время оценки возникает следующий вопрос. На какую дату определять вид разрешенного использования, если решение об изъятии было принято до вступления в силу закона № 499-ФЗ?

Ранее закон на этот вопрос ответа не давал, но Президиум Верховного суда еще до вступления в силу закона № 499-ФЗ указал, что при наличии спора необходимо руководствоваться тем ВРИ, который был установлен в отношении участка до начала процедуры его изъятия (см. вопрос 7 в Обзоре судебной практики № 1 за 2014 год, утвержденном Президиумом ВС РФ 24.12.14).

Недостоверность отчета формальным требованиям может, в частности, выражаться в том, что оценщику для исследования были представлены недостоверные документы. При подготовке отчета оценщик делает оговорку о том, что он не отвечает за достоверность переданных ему документов об объекте оценки. То есть, оценщик, по сути, верит на слово заказчику относительно того, что переданные ему документы для исследования достоверны, и зачастую не проверяет их.

Еще одно формальное нарушение — отсутствие в тексте отчета обоснования невозможности применения других методов оценки, кроме метода, избранного оценщиком.

Суды также считают недостатком отчета об оценке, когда при проведении оценки сравнительным методом объекты-аналоги не соответствуют объекту оценки по всем критериям. В таком случае, как указывают суды, нужно проводить корректировку. Дело в том, что смысл сравнительного метода состоит в следующем: оценщик устанавливает цену объекта, сравнивая его с такими объектами, которые по своим существенным характеристикам схожи с оцениваемым объектом. Применяя этот метод, оценщики порой сравнивают объект оценки с объектами, которые не соответствуют объекту оценки по ряду важных критериев.

Например, оценщик сравнивает объекты, которые расположены на участках с различным ВРИ. Само по себе это не нарушение, но, чтобы сравнивать такие не вполне аналогичные объекты, оценщик обязан применять так называемую корректировку стоимости — изменять стоимость сравниваемых объектов в зависимости от того, насколько на нее влияют отличительные критерии.

Даже при полном соответствии отчета оппонента формальным требованиям его достоверность стоит проверить по содержанию проведенного исследования. Другими словами, когда каждая из сторон представляет свой вариант оценки, другая сторона, аргументируя особенности проведенного исследования оценщика, может доказать, что именно ее отчет наиболее соответствует рыночной стоимости .

На практике наибольшая рыночная стоимость объекта достигается при использовании доходного метода, однако он применяется оценщиками при наличии бизнес-плана или иного аналогичного документа, что бывает редко. Вторым и наиболее популярным у оценщиков методом является сравнительный метод. Этот метод позволяет определить рыночную стоимость даже на более раннюю дату, чем дата проведения оценки. В таком случае оценщик проводит индексацию рыночной стоимости, полученной на дату проведения оценки.

Одно из оснований для опровержения отчета оценщика, в котором использован сравнительный метод, уже был назван выше — это отсутствие корректировки стоимости в случае существенных отличий оцениваемого объекта от объектов-аналогов. Есть и другие основания. В частности, можно обосновать недостоверность сведений об объектах-аналогах, используемых в отчете.

Дело в том, что информация по ним используется оценщиками зачастую из не совсем благонадежных источников (обычных СМИ, интернет-сайтов), сведения в которых могут быть неточными. Нередко оценщик использует данные из размещенных в источниках объявлений о продаже недвижимости. Но если в объявлениях не было данных об описании объекта-аналога, то использование такого объекта-аналога нельзя считать мотивированным.

Кроме того, нужно аргументировать, почему использованные в собственном отчете объекты-аналоги лучшим образом соответствуют по своим параметрам оцениваемому объекту, чем объекты-аналоги оппонентов. Наконец, можно попробовать обосновать неправильное использование корректировок (в том числе индексаций) в отчете оппонентов.

Условия изъятия земельных участков

1)  строительство или реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения предусмотрены документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет с даты утверждения таких документов;

2)  земельные участки изымаются для создания или расширения ООПТ (особо охраняемой природной территории);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

3)  земельные участки изымаются для выполнения международного договора;

4)  земельные участки изымаются для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

5)  земельные участки изымаются после признания многоквартирного дома аварийным.

При этом единственной категорией земель, которая не может быть изъята для госнужд, являются земли ООПТ, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями. И то с оговоркой «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Резервирование земель государственными (муниципальными) службами

Понятие резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в российском законодательстве относительно новое. Основные положения данной процедуры, в том числе сам порядок резервирования, изложены в Земельном кодексе (статьи 56.1 и 70.1), а также в Постановлении Правительства №561 от 22.07.2008г [3].

Резервирование земельного участка чаще всего осуществляется с целью его дальнейшего изъятия. В таком случае две эти процедуры представляют собою логичные стадии одного процесса, связанного с изменением целевого назначения земли и переходом прав на нее. Но в то же время законодательством не предусмотрено, что изъятию подлежит только тот земельный участок, который ранее был зарезервирован. То есть изъять земельный участок можно и без его предварительного резервирования.

1)  принятия уполномоченным органом решения о резервировании земель;

2)  наличия утвержденной схемы резервируемых земель с указанием кадастровых номеров земельных участков;

3)  проведения обязательной госрегистрации ограничений прав на земельные участки в ЕГРП;

4)  внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.

Таким образом, резервирование земельного участка государственными (муниципальными) службами является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации. Если данный порядок будет нарушен, в том числе если в ЕГРП не будут внесены сведения об ограничениях прав на земельный участок, он не будет считаться зарезервированным, даже если на это есть соответствующее решение уполномоченного органа госвласти. Отказ в приобретении права собственности на данный земельный участок будет незаконным и может быть обжалован в суде.

1)  в общем случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

2)  при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для создания особой экономической зоны, на срок не более чем два года;

3)  резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Ограничения для зарезервированных земель.

1)  на зарезервированном земельном участке нельзя строить производственные, жилые и иные здания, даже если они соответствуют целевому назначению использования участка;

2)  на таких земельных участках запрещено проводить осушительные, оросительные, культуртехнические и прочие мелиоративные работы, строить пруды или другие обводненные объекты.

2) договоры аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаются на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель;

3) срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка не может превышать срок резервирования таких земель.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Для прочих целей зарезервированные земельные участки до момента их изъятия использовать можно.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector