Семейный адвокат
Назад

Меры ответственности по результатам проверки

Опубликовано: 26.12.2019
0
9

Упразднение ведомственного контроля

Напомним, что новый указ установил закрытый перечень форм, в которых может осуществляться государственный контроль:

  • Выборочные проверки
  • Внеплановые проверки
  • Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера
  • Меры профилактического и предупредительного характера

Т.е. выделены две принципиальные «категории» контроля. Первая — это проверка, когда при обнаружении нарушений контрольный орган вправе применять властные полномочия в целях пресечения выявленных нарушений и устранения их вредных последствий. Вторая — это профилактика, когда применение властных полномочий либо исключено (разъяснения, семинары и т.д.), либо ограничено (мероприятия технического характера, мониторинг).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Эти формы контроля были и в прежнем указе. Но не секрет, что за все время его действия, даже с учетом вносимых изменений, основной формой контроля были проверки: плановые и внеплановые. «Профилактические» формы контроля были заметны значительно меньше. С принятием новой редакции контролеры обещают сместить акцент в своей деятельности на профилактическую работу.

Фото с сайта data.vb.kg
Фото с сайта data.vb.kg

Новой редакцией указа полностью исключен такой вид контрольной деятельности, как ведомственный контроль, т.е. контроль контролирующими органами подчиненных и входящих в их состав (систему) организаций. Полагаем, что проверки таких подчиненных организаций теперь будут проводиться в общем порядке.

Вместо ведомственного контроля государственным органам и исполкомам предписано активнее пользоваться полномочиями собственника в отношении подчиненных организаций, осуществлять анализ эффективности их работы и вносить предложения по ее повышению.

Ответственность работника.

Начнем с работников, поскольку их ответственность чуточку меньше, чем ответственность работодателей.

Дисциплинарная ответственность.

Это, пожалуй, самый распространенный вид ответственности работника за нарушение трудового законодательства. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Казалось бы, как связаны трудовая дисциплина и нормы трудового законодательства? Очень тесно. Ведь в ст. 22 ТК РФ, закрепляющей основные права и обязанности работника, сказано, что он обязан:

  • добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Соответственно, несоблюдение трудовой дисциплины является нарушением трудового законодательства.

вы уволили сотрудника за прогул. Взяли на его место новичка. Однако уволенный через суд восстановился на работе. В таком случае работодатель обязан исполнить решение суда. Для этого придется увольнять новичка, выплачивать восстановленному сотруднику компенсацию за вынужденный прогул, а может и за моральный вред.

1. При обнаружении дисциплинарного проступка необходимо его зафиксировать документально – в докладной, служебной записке, акте и пр.

2. Запросить объяснение причин совершения проступка (желательно в письменной форме) и ждать их два рабочих дня. При отказе от дачи объяснений нужно составить акт, свидетельствующий об этом факте.

3. Оценить уважительность причин совершения проступка. Если они оказались уважительными, отказаться от применения мер ответственности.

Меры ответственности по результатам проверки

4. Применить меры дисциплинарной ответственности в течении месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения (по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – не позднее двух лет со дня его совершения).

Применение крайней меры – увольнения – к беременным женщинам не допускается. Они защищены трудовым законодательством и будут однозначно восстановлены на работе (ст. 261 ТК РФ).

Материальная ответственность.

Иногда из-за нарушения норм трудового законодательства, в частности ненадлежащего исполнения работником своих должностных обязанностей, имуществу работодателя может быть причинен вред. В этом случае работодатель вправе взыскать с работника сумму такого ущерба. Однако, как и в случае с дисциплинарной ответственностью, для компенсации денежных потерь работодателю нужно соблюдать процедуру и выполнять требования, определенные Трудовым кодексом.

Напомним, что на основании ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Например, к прямому действительному ущербу можно отнести недостачу денежных и имущественных ценностей, порчу оборудования и материалов работодателя, расходы на ремонт поврежденного имущества.

По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. Однако в случаях, установленных ст. 243 ТК РФ, с работника можно взыскать полную сумму ущерба (например, при недостаче ценностей, вверенных работнику на основании договора о полной материальной ответственности, или когда ущерб имуществу причинен в состоянии опьянения).

Для наглядности представим процедуру привлечения работника к материальной ответственности на схеме.

Порядок привлечения работника к материальной ответственности

Установление размера причиненного ущерба

Проведение проверки для установления причин возникновения ущерба

Требование с работника письменного объяснения

Получение заключения комиссии по результатам проверки о причинах возникновения ущерба

Издание приказа о привлечении к ответственности или обращение в суд

Отметим, что меры дисциплинарной и материальной ответственности могут быть применены к работнику одновременно. Например, работник появился на работе в состоянии алкогольного опьянения, дебоширил, в результате уронил ноутбук с рабочего стола и тот разбился. В такой ситуации работодатель вправе:

  • применить меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • применить меры материальной ответственности и взыскать стоимость разбитого ноутбука.
Предлагаем ознакомиться:  Материальная ответственность официанта

Административная ответственность.

Данная ответственность установлена лишь для иностранных граждан, которые могут незаконно осуществлять трудовую деятельность в нашей стране. Согласно ст. 18.10 КоАП РФ для таких граждан предусмотрены штрафы и выдворение за пределы Российской Федерации.

Ответственность работодателя.

Статьей 362 ТК РФ определено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Однако не только названные лица могут быть привлечены к ответственности – организация тоже может быть наказана за нарушения. Давайте рассмотрим, кто и к какой ответственности привлекается.

Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана возместить этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. И в первую очередь работодатель отвечает за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235 ТК РФ).

В силу ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший имуществу работника ущерб, возмещает его в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день его возмещения. При возникновении ущерба работник должен обратиться к работодателю с письменным заявлением, последний обязан его рассмотреть и принять соответствующее решение в течение 10 дней со дня поступления заявления.

1. За ущерб, причиненный работнику в результате незаконного лишения возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ). Обязанность по выплате неполученного заработка наступает, если заработок не получен в результате:

  • незаконного отстранения от работы, увольнения или перевода на другую работу (ст. 72, 73, 76, 394 ТК РФ);
  • отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе (ст. 396 ТК РФ);
  • задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника (ст. 84.1, 394 ТК РФ).

2. За причинение морального вреда (ст. 237 ТК РФ). Согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред – это физические или нравственные страдания гражданина, причиненные ему действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Возмещение осуществляется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

3. За задержку выплаты заработка и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236 ТК РФ). Здесь остановимся подробнее, поскольку совсем недавно законодательство в данной области было скорректировано:

  • зарплата. Согласно изменениям, вступившим в силу 03.10.2016[1], ч. 6 ст. 136 ТК РФ теперь звучит так: «заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена». Раньше формулировка была несколько иной и обязывала работодателей выплачивать зарплату два раза в месяц;
  • отпускные. В силу ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала;
  • выплаты при увольнении. По общему правилу ст. 140 ТК РФ выплаты, положенные работнику при увольнении, осуществляются в день увольнения, а если работник отсутствует в этот день, то расчет производится не позднее следующего дня после предъявления работником соответствующего требования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Итак, за нарушение сроков выплат причитающихся работнику сумм работодатель обязан выплатить их с процентами – денежной компенсацией. Согласно изменениям в ст. 236 ТК РФ размер данной компенсации увеличен и составляет 1/150 (ранее – 1/300) действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты до дня фактического расчета включительно.

Теперь вместо ставки рефинансирования проценты считаются от ключевой ставки. В настоящее время она составляет 10%.

Законом № 272-ФЗ введена ответственность и за частичную выплату сумм, причитающихся работнику: размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ).

Помните, что обязанность уплаты денежной компенсации за нарушение срока выплат возникает независимо от наличия вины работодателя.

Данный вид ответственности установлен КоАП РФ. Первым делом скажем, что такая ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Меры ответственности по результатам проверки

Под административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Как составить текст обращения в росгострах на возмещение кбм

Мероприятия технического характера

В рамках мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее — мероприятия) контролирующие органы осуществляют оценку соблюдения проверяемыми субъектами требований актов законодательства по ряду направлений (сфер деятельности), перечень которых был утвержден Совмином.

В настоящее время различные государственные органы разработали свои нормативные акты по проведению соответствующих мероприятий. Указ устанавливает единый подход к регулированию проведения таких мероприятий. Установлено, что они имеют предупредительно-профилактическую направленность, и что проведение проверок по вопросам, относящимся к таким мероприятиям, не допускается.

При выявлении нарушений контролирующий орган вправе вынести требование (предписание) о его устранении. При выявлении нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, он вправе:

  • Направить предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков). При этом субъект вправе не приостанавливать деятельность, а сделать это только по решению суда
  • Вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств. Но такое право имеют только те контролирующие органы, которые прямо наделены такими полномочиями в силу законодательства

Если в установленный срок субъект выполнит требования (предписания), меры ответственности за данные нарушения не применяются (как и при мониторинге). Если нарушения не устранены, или были выявлены повторные нарушения, или выявлены нарушения, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в общем порядке.

Как видим, ответственность за нарушение трудового законодательства несут как работники, так и работодатели. Однако оснований для привлечения работодателя к ответственности гораздо больше. И законодатели все больше уделяют внимания борьбе в нарушениями трудового законодательства: вводят новые основания правонарушений и преступлений, ужесточают виды наказаний. Поэтому задумайтесь, все ли в порядке у вас в организации, и лишний раз проверьте, как выполняют свои обязанности ответственные работники.


[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (далее – Закон № 272-ФЗ).

О проверках

В целом процедура организации и проведения проверок, установленная одноименным Положением, не претерпела существенных изменений. В Положение в основном внесены редакционные изменения с учетом подходов и терминологии новой редакции указа.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Среди важных изменений назовем следующие.

1. Ограничено право контролирующих органов приостанавливать деятельность проверяемого субъекта при выявлении нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде:

  • В части приостановления (запрета) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств контролирующий орган по-прежнему вправе направить субъекту требование (предписание), обязательное для исполнения. Но такое право имеют только контролирующие органы, прямо наделенные такими полномочиями в силу законодательства
  • В части приостановления (запрета) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования контролирующий орган вправе направить субъекту лишь предложение. При этом субъект вправе не приостанавливать деятельность, а сделать это только по решению суда.
Фото с сайта deal.by
Фото с сайта deal.by

2. Проверяющие вправе требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами.

3. По результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемого субъекта не применяются.

4. Перечень контролирующих органов, которые уполномочены на проведение проверок, и сфер их контрольной деятельности существенно сократили.

Статус контролирующих органов утратили ряд государственных органов и их подразделений, в частности: МВД, Минлесхоз, Минсвязи, Минспорта, Минтранс, Национальная академия наук, Департамент контроля и надзора за строительством и др.

У оставшихся поверяющих органов сократили сферы контролируемой деятельности, в т.ч. у МНС, Минздрав, Мининформ, МЧС, местных исполкомов и др.

Мораторий на проверки

Новая редакция указа не только сохранила мораторий на проведение проверок субъектов в течение 2 лет с момента их регистрации, но и распространила этот запрет на деятельность субъекта в отношении объекта строительства. Проверки такой деятельности запрещены в течение 2 лет после ввода в эксплуатацию этого объекта.

Кроме того, существенно сократился перечень оснований, по которым во время двухлетнего моратория могут быть проведены проверки. Так, исключены следующие основания проведения любых проверок:

  • Совершение сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства
  • По поручению органов уголовного преследования по находящимся в их производстве материалам
  • Соблюдение обязательных требований ТНПА (технические нормативные правовые акты) при строительстве, проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов обязательным требованиям ТНПА, и др.
Фото с сайта rulletka.biz
Фото с сайта rulletka.biz

Выборочные (экс-плановые) проверки

В духе перемен основная форма проверки (плановые проверки) была переименована в выборочные проверки.

1. Ранее плановые проверки назначались по двум основаниям: с учетом группы риска, к которой относился субъект, и установленной периодичности проверок в зависимости от группы риска, а также по решению или поручению президента.

Согласно новой редакции указа выборочная проверка может быть назначена:

  • С учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов и
  • На основании результатов имеющейся у контрольного органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления (устранения) иными формами контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Так, контролирующий орган будет учитывать информацию, предоставленную субъектом в соответствии с чек-листом, полученную в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера (мониторинг и др.), а также полученную от госорганов, организаций, граждан и иностранных государств.

Отметим, что новая редакция указа упразднила утвержденные ранее критерии отнесения субъектов к группам риска. Новые критерии для отбора проверяемых субъектов должны быть утверждены по согласованию с вновь создаваемым Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

Сложно сказать, изменится ли по существу подход контролирующих органов к назначению выборочных проверок по сравнению с плановыми проверками.

Предлагаем ознакомиться:  Обязаны ли органы опеки присутствовать на заседании о выселении из квартиры малолетнего ребенка

Надеемся, что законодатель не ограничится копированием старых критериев в новый документ, а переработает их с учетом интересов бизнес-сообщества.

2. Исключение возможности назначения плановой проверки по решению президента, с одной стороны, является положительным изменением. Но с другой стороны, с учетом снятия всех ограничений на проведение внеплановой проверки по решению президента (см. далее), на наш взгляд, положительный эффект исчезает.

Меры ответственности по результатам проверки

3. Установлено ограничение на частоту выборочных проверок субъекта одним и тем же контрольным органом (в т.ч. его подразделениями или структурными организациями) — не чаще одного раза в 3 года.

Таким образом, несмотря на некоторые улучшения, окончательные выводы об изменении подхода в назначении выборочных проверок по сравнению с плановыми можно будет сделать после установления новых критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов.

Фото с сайта tilllate.es
Фото с сайта tilllate.es

Внеплановые тематические оперативные проверки

В новой редакции указа существенно изменен круг должностных лиц и органов, наделенных правом назначить внеплановые проверки, и оснований для их назначения.

1. Право президента дать поручение о назначении проверки выделено в отдельный подпункт.

Такое незначительное, на первый взгляд, изменение на самом деле означает, что теперь глава государства никак не ограничен в этом праве.

В предыдущей редакции данное право было ограничено рядом условий наряду с аналогичным правом других уполномоченных должностных лиц и органов.

2. Внеплановая проверка также может быть назначена по поручению Совмина в отношении конкретного проверяемого субъекта, высшими должностными лицами КГК, прокуратуры, иного контролирующего органа при наличии закрытого перечня оснований.

3. Существенно сокращен перечень оснований, по которым иные контролирующие органы вправе назначить внеплановые проверки. Так, исключены следующие основания проведения таких проверок: реорганизация проверяемого субъекта; по поручению органов уголовного преследования по находящимся в их производстве материалам; получение доказательств по делу об административном правонарушении; проведение встречной проверки, контрольной проверки, и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

4. Исключена возможность проведения внеплановых проверок по назначению МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли) для оперативного выявления и пресечения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.

Фото с сайта picdn.net

5. В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной проверки. Т.е. контролирующий орган не вправе проверять иные вопросы (сферы) в рамках внеплановой проверки.

6. Проведение нескольких внеплановых проверок субъекта в течение года одним контролирующим органом (в т.ч. его подразделениями или структурными организациями) допускается только в следующих случаях:

  • По поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящим в их производстве делам
  • По поручению президента или Совмина

Это особый вид внеплановых проверок, который, как и ранее, проводится при необходимости оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест.

1. Из числа контролирующих органов, которые вправе проводить такие проверки, исключены Минприроды и Транспортная инспекция Минтранса.

Фото с сайта vkurier.by
Фото с сайта vkurier.by

2. Существенно сокращен перечень вопросов, по которым могут проводиться такие проверки. Так, не будет проверяться соблюдение субъектами следующих требований: законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами; правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

При этом дополнительно установлено, что сами проверяющие не вправе расширять перечень вопросов, по которым могут проводиться такие проверки.

3. Установлено ограничение частоты проведения таких проверок одним и тем же органом (в т.ч. его подразделениями или структурными организациями) на одной и той же территории — не чаще одного раза в 3 месяца (было не чаще одного раза в месяц).

Проверяемый период

1. Как и ранее проверка субъекта проводится за период, не превышающий 3 года, до года, в котором назначена проверка, а также истекший период текущего года.

2. Серьезной новацией является установление ограничения проверяемого периода при проведения налоговых проверок — период, не превышающий 5 лет, до года, в котором назначена проверка, а также истекший период текущего года.

Однако из этого правила есть ряд исключений:

  • Если за период, предшествующий указанному выше, субъект представит налоговую декларацию по налогу на прибыль (НДС) с изменениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка (увеличиваются налоговые вычеты) по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией, то проверка будет проводиться за период, за который представлена эта налоговая декларация с изменениями
  • Иной проверяемый период может быть установлен законодательством. Например, прямо установлено, что указанное правило не распространяется на контроль в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества.

Ответственность контролеров

1. Указ существенно расширил перечень грубых нарушений, за совершение которых должностное лицо контролирующего органа может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности:

  • Отсутствие оснований назначения проверки
  • Превышение установленных сроков проведения проверки
  • Проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку
  • Требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки.

2. За указанные нарушения установлен штраф до 30 б.в., а за невнесение записи о проведении проверки, нарушение установленного порядка назначения проверки, в т.ч. ее необоснованное назначение — до 100 б.в.

Наконец-то контролеры будут отвечать рублем за совершение указанных и иных грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Надеемся, что эти новации повысят дисциплину контролеров при проведении проверок и их степень ответственности за свои действия.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector