Семейный адвокат
Назад

Налогообложение государственных субсидий

Опубликовано: 17.10.2019
0
1

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Суть письма

Минфин предупреждает, что налоговые последствия зависят от вида предоставленной субсидии. Если она выделена из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), начислять НДС не нужно, поскольку полученные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Однако в этом случае необходимо восстановить суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, оплаченным за счет средств такой субсидии. Обязанность восстановления налога закреплена в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Проиллюстрировать эту ситуацию можно следующим образом.

Налогоплательщик

Приобрел товары (работы, услуги), принял их к учету, получил счет-фактуру

Применил вычет НДС со стоимости покупок

Получил субсидию на возмещение части стоимости приобретенных товаров
(работ, услуг)

Восстановил часть «входного» НДС со стоимости покупок

Рис. 1. Порядок действий налогоплательщика при получении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, понесенных в связи в приобретением товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в облагаемой НДС деятельности.

Вторая ситуация, которую рассмотрел Минфин: субсидии предоставлены в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В этом случае полученные суммы в общеустановленном порядке включаются в базу по НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 162 НК РФ. В данной норме указано, что база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, также в общем порядке принимаются к вычету в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Вновь представим ситуацию в виде схемы.

Налогоплательщик

 ↓

Реализовал товары (выполнил работы, оказал услуги)

 ↓

Начислил НДС с реализации

 ↓

Получил субсидию в качестве оплаты реализованных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг)

 ↓

Начислил НДС с суммы субсидии

Рис. 2. Порядок действий налогоплательщика при получении субсидии в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

– цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Налогообложение государственных субсидий

– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– отражены расходы на покупку основного средства; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98– отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02– начислена амортизация.

– списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – отпущены в производство материалы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст.

Налогообложение государственных субсидий

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

Предлагаем ознакомиться:  Прекращение трудового договора вследствие прекращения допуска к государственной тайне

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/[email protected]).

– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

– нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

Важен ли вид бюджета, из которого выделена субсидия?

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Мало кому из коммерческих организаций дают бюджетные субсидии. Но, получив право на целевую субсидию, впору задуматься: а включать ли ее в доходы, учитываемые для целей налога на прибыль?

Казалось бы, организация вполне может признать полученные из бюджета деньги целевым финансированием или целевыми поступлениями. Их, как известно, не нужно учитывать для целей налогообложения прибыл Однако Минфин считает, что НК разрешает учитывать как целевое финансирование только целевые поступления, полученные бюджетными и автономными учреждениями.

Налогообложение государственных субсидий

А коммерческие организации целевые поступления из бюджетов получать в принципе не могу Следовательно, по версии Минфина, со всех полученных денег надо заплатить налог на прибыль: будь то субсидии на возмещение затрат либо субсидии, компенсирующие не полученную от потребителей плату за оказанные услуги.

Однако далеко не все согласны с этим. Есть суды, которые считают, что коммерческие организации тоже могут получать целевое финансирование, которое не должно облагаться налогом на прибыль. Разумеется, важно, чтобы полученные деньги организация использовала по целевому назначени Не так давно свое веское слово в данном вопросе сказал и Высший арбитражный суд.

В одном из рассматриваемых им споров организация получила из областного бюджета крупную субсидию на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств. Деньги были использованы строго по назначению, велся раздельный учет. Поэтому организация не включила субсидию в облагаемые налогом доходы.

ВАС решил, что п. 2 ст. 251 НК не ставит возможность применения льготы в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджет А значит, и коммерческая организация может получить их и при выполнении определенных условий учитывать как доходы, не облагаемые налогом на прибыль.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Итак, коммерческая организация, получив целевую бюджетную субсидию, может не облагать ее налогом на прибыль, если:

  • велся раздельный учет целевых поступлений и иных доходов, а также соответствующих им расходов;
  • затраты, на возмещение которых из бюджета получено финансирование, не учитывались в «налоговых» расходах.

Налогообложение государственных субсидий

На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.

Что же такое субсидия?

Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.

Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?

Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.

Бухгалтерский учет субсидий

Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».

— возврат неиспользованной субсидии.

В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).

  1. По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п. и делаются проводки:
  2. По мере фактического получения ресурсов
  3. 1.Налог на прибыль
  4. 2.УСН и ЕСХН
  5. 3.ЕНВД

Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов).

Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.

Использовать средства субсидии организация обязана по строго целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.

Если приобретенный актив не амортизируется , то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.

Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.

— момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;

— метода, которым отражено поступление государственной помощи.

Предлагаем ознакомиться:  Налог на имущество долги

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Налогообложение полученных субсидий

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.

Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей

В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.

Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.

Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.

Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)

Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).

При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД

Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)

— Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected]

Видео (кликните для воспроизведения).

— Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66

Источники

  1. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
  2. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  3. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  4. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  5. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
Налогообложение государственных субсидий

Доброго времени суток. Меня зовут Аркадий Суханов. 25 лет работаю юристом-консультантом. Многие считают, что я являюсь профессионалом в этом направлении и поэтому хочу помочь посетителям помочь в решении их вопросов.
Материалы для портала тщательно собирались и перерабатывались, чтобы донести информацию в точном и полном объеме. Всегда необходима консультация со специалистами перед применением описанного на сайте.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Внимательный читатель, безусловно, заметил, что в первом случае Минфин говорит о субсидиях из федерального бюджета, во втором – просто о субсидиях. Дело в том, что субсидии могут предоставляться хозяйствующим субъектам из федерального, регионального и местного бюджетов. Если субсидия предоставлена в целях возмещения затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), начислять НДС не нужно независимо от уровня бюджета, из которого налогоплательщику выделены деньги.

Таким образом, несмотря на то, что в комментируемом письме речь идет только о субсидиях из федерального бюджета (первая ситуация), вывод об отсутствии обязанности начисления НДС актуален и в случае получения субсидии из бюджета субъекта РФ или муниципального образования (см. дополнительно Письмо Минфина России от 22.05.2015 № 03-07-11/29662).

Даже по федеральным субсидиям НДС восстанавливается не всегда

Этот вывод основан на формулировке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: НДС восстанавливается в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Некоторые налоговые органы настаивают на восстановлении НДС в любом случае, считая слова «с учетом налога» несущественными. Однако арбитры в этом вопросе полностью согласны с Минфином. Поэтому и в подобных случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои интересы и не спешить признавать доначисленные инспекторами суммы (постановления АС СЗО от 29.09.2015 № Ф07-7133/2015 по делу № А13-15788/2014, ФАС ПО от 01.07.2014 по делу № А65-22566/2013).

Восстанавливаем НДС правильно

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановление сумм НДС производится в том квартале, в котором получены денежные средства федеральной субсидии. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Подчеркнем, Минфин в комментируемом письме не касался вопросов практического применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ, в котором указано:

  • при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации;
  • суммы указанных субсидий при определении базы по НДС не учитываются.

Поэтому сказанное нами выше тоже не относится к ситуациям, когда субсидии предоставляются в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Налогообложение субсидий. Господдержка предприятий малого и среднего бизнеса

Субсидии, получаемые налогоплательщиками, применяющими УСН, подчиняются отдельным правилам, которые закреплены непосредственно в главе 26.2 НК РФ. Впрочем, и здесь все зависит от оснований получения субсидии и целей, на которые она предоставлена.

Специальный порядок

1) на содействие самозанятости безработных и стимулирование открытия новых рабочих мест для трудоустройства безработных;

2) получаемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3) по сертификату на привлечение трудовых ресурсов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Все эти субсидии разрешено учитывать в доходах не на дату получения, а постепенно в течение нескольких налоговых периодов (в течение трех — для субсидий первого и третьего вида, двух — для субсидий второго вида). Причем доходы по таким субсидиям учитываются одновременно с соответствующими расходами.

Предлагаем ознакомиться:  Для чего нужна регистрация по месту пребывания (зачем)

Таким образом, для упрощенцев, получающих финансовую поддержку из бюджета по вышеуказанным основаниям, доходом фактически является не вся субсидия целиком, а только ее часть, которая не была использована по целевому назначению в течение двух или трех налоговых периодов. В полном объеме такие субсидии могут включаться в доходы только лишь в случае нарушения условий их предоставления (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Заметим также, что такой порядок признания сумм субсидий в составе доходов не зависит от выбранного объекта налогообложения. Это прямо закреплено в абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ. Поэтому даже если компания или индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения в виде доходов, они тоже вправе вести учет расходов, осуществленных в рамках субсидии, отражая их в Книге учета доходов и расходов (письма Минфина России от 28.09.

2017 № 03-11-06/2/62961 и ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@). И в этом случае в доходы будет попадать только неизрасходованная часть субсидии. Соответственно, если субсидия полностью израсходована таким налогоплательщиком на установленные цели, то дохода у него не возникает и в декларации данная субсидия не отражается (письмо Минфина России от 19.03.2015 № 03-11-11/14751).

Прочие субсидии

Что касается всех других субсидий, то каких-либо специальных условий их учета для целей УСН не установлено. А значит, если данная субсидия не подпадает под действие ст. 251 НК РФ, то она в полном размере включается в состав доходов на дату поступления денег.

В этой связи стоит подробнее остановиться на применении положений ст. 251 НК РФ к бюджетным деньгам.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Но данный пункт Кодекса, как следует из его содержания, относится исключительно к некоммерческим организациям, следовательно, не применяется в рассматриваемом случае (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2016 № Ф02-934/2016 по делу № А78-8406/2015).

Кроме того, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, по перечню таких доходов и при выполнении условий, поименованных в указанной норме. В частности, от включения в состав доходов освобождены субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям. А вот субсидии, полученные коммерческими организациями, в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не поименованы.

Иных оснований для исключения таких бюджетных средств из состава доходов ст. 251 НК РФ также не содержит. А значит, субсидии, выделяемые коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, для целей налогообложения не признаются целевыми поступлениями и подлежат учету при определении объекта налогообложения по УСН (письмо Минфина России от 02.09.2015 № 03-04-07/50654).

Таким образом, средства, полученные коммерческой организацией или предпринимателем в качестве субсидий, которые прямо не поименованы в п. 1 ст. 346.17 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения на дату их получения (см.

также письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-11-06/2/815 и от 17.12.2010 № 03-04-06/3-308, ФНС России от 30.09.2011 № ЕД-4-3/16115@). Но при этом и расходы, произведенные за счет указанных субсидий, учитываются при определении налоговой базы в общем порядке (письма Минфина России от 29.06.2015 № 03-11-06/2/37312 и от 29.04.2015 № 03-11-11/24751).

И в заключение еще два важных для УСН момента. Во-первых, получателям субсидий нужно помнить, что государственные деньги, отраженные в доходах, учитываются при определении лимита, дающего право на применение данного спецрежима (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2016 № Ф02-934/2016). Другими словами, если с учетом субсидии доходы превысят 150 млн руб., то налогоплательщик утратит право на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

А во-вторых, суммы субсидии отражаются в составе внереализационных доходов. Следовательно, включаются в расчет суммы минимального налога в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

«Финансовая газета», 2013, N 12

Вопрос оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса был и остается актуальным. Принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» послужило основой для разработки как на федеральном, так и на региональных уровнях программ, которые, в свою очередь, предусматривают предоставление различного рода субсидий коммерческим организациям.

Как правило, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при условии утверждения ими региональных целевых программ.

Определение субсидий приведено в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 N 254-ПП субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета г. Москвы предоставляются следующие субсидии в целях возмещения затрат:

  • на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на развитие и модернизацию производства;
  • уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
  • для возмещения части затрат, связанных с развитием хозяйственной деятельности, а именно:

а) приобретения основных средств (за исключением легковых транспортных средств);

б) организации и оснащения рабочих мест;

в) приобретения лицензионного программного обеспечения, покупки сырья и материалов;

г) аренды зданий и помещений.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Согласно п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» (код строки 1530) либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Требование о раскрытии информации о полученной государственной помощи в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Аналогичное требование содержит и п. 22 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», в соответствии с которым производится формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Пунктом 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н) предусмотрено, что необходимые пояснения могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу № 66н.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector