Семейный адвокат
Назад

Как назначается и проводится судебная экспертиза после ДТП

Опубликовано: 04.09.2019
0
0

В какие сроки проводится для суда?

Прежде всего, нужно отличать проведение судмедэекспертизы от освидетельствования участников и третьих лиц. Второе действие проводится непосредственно сразу после аварии, и имеет своей целью выявление и документальную фиксацию наличия (или отсутствия) опьянения любого происхождения всех присутствующих и травм у них, её обязаны проходить все участники происшествия.

После этого, только по постановлению следователя, ведущего дело по происшествию или по решению суда, назначается судебно-медицинская экспертиза. Она в обязательном порядке проводится при наличии средней или тяжкой степени вреда здоровью, или смертельном исходе аварии для кого-либо.

Вопросы для судебно медицинской экспертизы при ДТП, требуют специфичных познаний, и касаются здоровья пострадавших и обстоятельств аварии.

Сроки проведения СМЭ играют немаловажную роль в установлении картины происшествия. Но, в связи с тем, что многие виды исследовательских (биологических, химических, криминалистических и других) анализов занимают длительное время, конкретный срок, в течение которого должна быть окончена экспертиза, на данный момент законодательно не установлен.

Судебно медицинская экспертиза при ДТП сроки проведения, которой зависят от того, насколько быстро пройдёт период лечения пострадавших, растягивается зачастую он на несколько месяцев. Особенно это характерно для государственных Бюро СМЭ, которые всегда очень загружены работой.

В этом случае, если позволяет финансовое положение, можно обратиться в частную негосударственную организацию, имеющую все необходимые разрешительные документы для проведения судебной медицинской экспертизы по ДТП.

Участник аварии, в отношении которого не было вынесено постановление о проведении СМЭ, но сам изъявивший желание её пройти, может это сделать на платной основе.

Как назначается и проводится судебная экспертиза после ДТП

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

Судебная автоэкспертиза после ДТП исследует не только сами транспортные средства, но и все основные моменты и факторы, которые стали причиной аварии.

После проведения данного расследования становятся ясными ответы на следующие вопросы:

  • Какие причины и обстоятельства послужили возникновению дорожно-транспортного происшествия?
  • Кто является реальным виновником в данной ситуации?
  • Какой ущерб принесла эта авария пострадавшей стороне?
  • Сколько стоило транспортное средство пострадавшего до аварии?
  • Какова стоимость годных остатков автомобиля после аварии?
  • Какова стоимость ремонта ущерба после аварии?
  • Каков размер повреждений, полученных после ДТП?
  • Все ли повреждения соответствуют полученным именно после этой аварии?
  • С какой скоростью ехали автомобили?
  • Каким был тормозной и остановочный путь?
  • Как были расположены транспортные средства относительно друг друга?
  • Причиной аварии послужили невнимательность и незнание водителей, или же какие-то посторонние факторы на дороге?

Таким образом, основной задачей проведения экспертизы автомобиля для суда является определение стоимости ремонта и реального причиненного ущерба.

Сроки проведения судебной экспертизы могут отличаться в зависимости от сложности аварии. Но обычно, период проведения экспертизы составляет 15-30 рабочих дней. Специалисту необходимо будет разобраться с каждым из участников аварии, внимательно изучить все документы и материалы, составить общую картину ситуации, выяснить характер повреждений и оценочную стоимость ремонта.

Судебно-медицинская экспертиза при ДТП

В важных и неотложных случаях, за дополнительную плату сроки экспертизы могут сократиться до 3-5 дней.

Факторы, от которых зависит срок проведения экспертизы авто:

  • загруженность специалистов;
  • сложность ДТП;
  • срочная подготовка отчета.

Если же сам суд назначил экспертизу авто, то конкретный срок ее осуществления он должен указать в соответствующем постановлении. Если произойдет так, что расследование продлится дольше запланированного судом срока, то эксперта, который занимался этим делом, могут оштрафовать.

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  1. Участников аварии уведомляют о проведении судебной экспертизы автомобиля, времени и месте проведения.
  2. Проводится тщательный осмотр машины пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии и места, где случилась эта авария.
  3. Полученные сведения определенное время анализируются, составляются в одно целое.
  4. Специалист, занимающийся этим делом, составляет итоговое заключение по ДТП, которое передает заявителю.

Сроки производства СМЭ законодательно не могут быть ограничены. Ведь здесь важен результат, который зависит от объема и сложности работ. Тем не менее период проведения экспертизы устанавливает судья по согласованию с экспертами. Дата указывается в постановлении, а несоблюдение сроков грозит штрафными санкциями. Рассмотрение дела на время СМЭ приостанавливается.

Экспертизы после дорожной аварии

Что же является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП:

  • все данные, свидетельствующие о произошедшей аварии;
  • техническое состояние транспортного средства;
  • скорость его движения во время ДТП;
  • механизм ДТП;
  • загруженность;
  • режим движения;
  • покрытие проезжей части и многое другое.

Все это устанавливается экспертом-автотехником на основе своих знаний и материалов данного дела.

Расследование ДТП должно найти ответ на ряд вопросов:

  • какое транспортное средство (ТС) стало причиной аварии;
  • кто из водителей виновен;
  • можно ли было избежать происшествия.

Как назначается и проводится судебная экспертиза после ДТП

Также необходимо оценить реальный ущерб ТС и участников. Точно дать ответы на все эти вопросы могут только специалисты в своей области. Поэтому и экспертиз несколько:

  • Трасологическая. Исследование оставленных ТС следов позволяет ответить на вопросы, касающиеся траектории движения и взаимодействия участников.
  • Автотехническая. Определяет техническое состояние ТС на момент совершения ДТП и обстоятельства произошедшего.
  • Автотовароведческая. Оценивает размер имущественного ущерба.
  • Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ). Применяется для установления тяжести телесных повреждений, выяснения ответов на вопросы медицинской направленности, появляющиеся у судебных и следственных органов в ходе работы.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Сама процедура СМЭ имеет много нюансов, и порядок её проведения зависит от того, кто является объектом работы – живой человек, труп или вещи. Так как сам эксперт не находится на месте аварии, ему необходимы все документальные сведения для начала работы. Они содержатся в описательной части постановления о СМЭ, и должны быть так подробно и ясно расписаны, чтобы у эксперта сложилась чёткая картина происшествия.

Данные о первоначальном состоянии здоровья, задокументированные непосредственно сразу после аварии, содержатся в истории болезни, включая все результаты анализов и проведённых обследований. Если эксперт считает необходимым начать свою работу до момента окончательного излечения человека, он может, по обоюдному согласию с ним, приступить к исследованию не дожидаясь этого. Нужно иметь в виду, что в этом случае есть вероятность оспаривания выводов экспертизы со стороны должностных лиц.

Итак, если обследуется человек, получивший травмы во время аварии, то эксперт в своём заключении должен ответить на следующие вопросы:

  • какой характер носят повреждения и травмы;
  • их расположение на теле, высота и количество;
  • какова степень этих повреждений;
  • какой частью транспортного средства они были нанесены;
  • когда были получены травмы;
  • наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Возвращаясь к вопросу о назначении экспертизы, хотелось бы ещё раз акцентировать внимание на роли СМЭ для определения ущерба здоровью. Пострадавший в аварии гражданин, при наличии серьёзных, с его точки зрения, отрицательных последствий для здоровья, должен приложить все усилия, чтобы эта его уверенность обрела документальный вид в заключении эксперта.

Несмотря на довольно внушительный лимит, предусмотренный полисом (в 2018 году эта сумма равна 500 тысячам рублей), бывают ситуации, когда эти средства не покрывают все расходы по компенсации нахождения на больничном листе и затраты на лечение. В этом случае, превышающую денежную сумму пострадавший может взыскать с виновного в судебном порядке. А для обращения в суд, ему, опять-таки, потребуется заключение о проведении СМЭ.

Всё это говорит о том, что экономить деньги на экспертном заключении совсем не в интересах пострадавших.

Что касается пострадавшего виновника аварии, то его положению остаётся только посочувствовать: по полису ОСАГО он не может рассчитывать на выплаты. Более того, после того как его страховая компания выплатит положенную сумму пострадавшим потерпевшим, она имеет право в порядке регресса взыскать с виновника эти затраты.

Это возможно при наличии одной из причин:

  • было доказано управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного или другого опьянения;
  • ущерб здоровью и имуществу третьих лиц был причинён умышленно.

Это представляется вполне логичными мерами, направленными на предупреждение подобного поведения за рулём впредь.

Важность проведения СМЭ не только в особо тяжёлых случаях с множеством пострадавших, получивших серьёзные увечья или погибших, но и в довольно хорошо закончившихся происшествиях, с лёгким или средним ущербом для здоровья. Особое внимание нужно уделить формулировке вопросов, на которые должен дать ответ эксперт.

Что такое судмедэкспертиза

СМЭ – это процессуальное действие, включающее исследования медицинских аспектов в целях определения обстоятельств ДТП, требующих доказательств по конкретному делу, на основе специальных (экспертных) знаний и методологий. В правовом отношении регулируется Федеральным законом No73-ФЗ от 31.05.01, а порядок проведения описывается в Приказе Минздравсоцразвития № 346н от 12.05.10.

Хотя медицинское освидетельствование после ДТП регламентируется тем же приказом Минздравсоцразвития, это другое исследование, направленное на установление состояния опьянения водителя. Детально изучается только состав крови и мочи. Медосвидетельствование может повлечь для нарушителя юридические последствия – в частности лишение водительских прав. Но цели и задачи процедуры совсем другие, так же как порядок и правила процедуры.

Суд может назначить экспертизу для выявления технических аспектов. Это тоже совершенно другой вид исследования, касающийся состояния ТС и не относящийся к человеку.

СМЭ проводится, когда требуется:

  • установить и документально зафиксировать истинную причину смерти или полученных телесных повреждений;
  • развеять сомнения о вменяемости ответчика;
  • установить физическое и психическое состояние свидетеля, участника ДТП для определения возможности достоверного восприятия им произошедших событий.

В ходе процедуры эксперт отвечает на следующие вопросы:

  • количество, расположение ран, степень локализации и тяжесть повреждений;
  • возможность потери работоспособности;
  • обстоятельства и способ получения увечий;
  • характер столкновения, наезда и вид нанесшего увечья ТС;
  • причинно-следственная связь происшествия со смертью, увечьями и последствиями;
  • наличие в организме участника аварии лекарственных, наркотических средств и алкоголя.

Без ответов на эти вопросы нельзя объективно оценить произошедшее, ущерб здоровью, правильно построить обвинение или защиту.

Используются следующие виды СМЭ:

  1. Первичная. Это начальное и основное исследование объекта, которое проводится во время непосредственного осмотра на месте происшествия или после по имеющимся документальным материалам и вещественным доказательствам.
  2. Дополнительная. Отвечает на вопросы, нераскрытые первичной СМЭ.
  3. Повторная. Также назначается, когда есть неясности, но поручается экспертам, ранее не участвовавшим в процедуре. Требуется для сравнения результатов в целях оценки объективности.

В юридической практике известны случаи назначения третьего исследования, когда выводы первичной и повторной СМЭ противоречивы. По числу привлекаемых экспертов она может быть:

  • единоличной, проводимой одним специалистом;
  • комиссионной, которая при сложных случаях выполняется экспертной комиссией;
  • с участием специалистов-консультантов, когда требуется эксперт узкой специализации;
  • комплексной, когда участвуют специалисты из нескольких областей, применяющие разные методы.

Если в результате ДТП нанесен вред здоровью или наступила смерть пострадавшего, СМЭ назначается всегда. Это прерогатива суда, следствия или прокуратуры. Проводится после лечения пострадавшего, а если перспективы выздоровления туманны – в его процессе. Исследование трупа разрешается производить сразу после оформления соответствующей медицинской документации.

СМЭ может быть инициирована по желанию любого участника ДТП. Эксперт получает связанные с ДТП медицинские документы. На основании изучения материалов и обследования объекта составляется акт.

В первую очередь это случаи, когда необходимо определить чёткую картину происшествия. Для этого специалист исследует фотографии тормозного пути, следы краски и стекла на дороге и машине, а также другие так называемые улики.

Предлагаем ознакомиться:  Лучшие электрические дрели по отзывам пользователей

Судебная экспертиза часто назначается тогда, когда автомобиль после ДТП оставляет место аварии. В этом случае на нём также могут остаться следы столкновения, которые будут видны только специалистам.

Если в аварии пострадали люди, то эксперты помогут выявить степень нанесённых им телесных повреждений. От этого может зависеть вид и степень ответственности водителя.

Наконец, встречаются случаи, когда ДТП происходит потому, что водитель машины скоропостижно умирает за рулём. Здесь эксперты призваны установить дату и причины кончины.

Осмотр погибшего

Если же в результате аварии есть погибшие, то исследование трупа имеет свои цели и вопросы, на которые необходимо дать ответы:

  • какая именно травма явилась причиной смерти и время её наступления;
  • наличие повреждений на теле, их характер и способ образования;
  • влияние повреждений на смерть человека;
  • наличие (отсутствие) опьянения различной этиологии.

В связи с тем, что гибель человека в результате дорожной аварии является тяжким последствием, которое может лечь в основу уголовного наказания виновного, весь процесс проведения исследования трупа чётко регламентирован нормативными актами и их выполнение является залогом признания результата работы эксперта (или группы экспертов).

Ещё одним отличием от обследования живого человека является то, что объектом считается не только сам труп, но и его одежда в том виде, в котором он попал в аварию. Осмотр одежды проводится в следующей последовательности: сначала карманы и передняя часть, затем задняя часть и в конце проводится осмотр внутренней части одежды (изнанки). Все действия сопровождаются протоколированием с указанием всех важных для исследования деталей.

Срок проведения экспертизы должен быть максимально сжатым, обычно это составляет 1-2 дня с момента аварии или обнаружения трупа.

Осмотр тела начинается с фиксации состояния кожного покрова, есть ли на нём гематомы, ссадины, порезы или разрывы, появились ли уже трупные пятна (если прошло какое-то время с момента аварии). Делается вывод о том, когда человеком были получены те или иные повреждения кожи и является ли это следствием аварии или нет.

На завершающем этапе происходит вскрытие трупа для установления точной причины смерти в ходе ревизии внутренних органов и их состояния.

Широко распространённая экспертиза, которую необходимо обязательно проходить при первичной либо повторной регистрации транспортного средства. Также её назначают при возможном криминальном прошлом автомобиля: если органы правопорядка возбуждают уголовное дело против владельца машины или подозревают, что она находится в угоне.

Во время проверки эксперт исследует:

  • VIN-код (идентификационный номер из 17 символов, находится в свидетельстве о регистрации ТС).
  • Номера кузова, силового агрегата и шасси.
  • Участие автомобиля в ДТП и угоне.
  • Сделки с машиной.

Порядок проведения СМЭ

Он зависит от того, в рамках какого судопроизводства проводится СМЭ: уголовного или административного.

О втором случае идёт речь, когда вред, причинённый здоровью, оценивается как лёгкий или средний. В этом случае СМЭ не будет назначена официальными органами, только освидетельствование. Но пострадавший имеет право по своей инициативе обратиться за проведением в отношении него СМЭ, если он несогласен с выводами освидетельствования и считает тяжесть ущерба, нанесённого ему, более серьёзной и внушительной.

Он должен обратиться в организацию, предоставляющую такого рода услуги, и заключить договор на проведение исследования. В договоре будет конкретно указан срок выполнения услуги и сформулированы вопросы, на которые даны ответы в заключении эксперта. Если же нанесённый вред здоровью оценивается, как тяжёлый, или в результате происшествия наступила смерть, то возбуждается уголовное дело, и в рамках его проводится СМЭ.

В этом случае порядок её проведения строго соответствует требованиям нормативных актов. Началом служит дата оформления постановления о проведении СМЭ, правом оформления которого обладают следователь, судья или прокурор. В нём обязательно должны быть указанны сведения о учреждении, которому поручается такая работа, номер и данные дела, перечень вопросов, данные о документах и вещественных доказательствах, передающихся эксперту для проведения исследования.

Эксперт самостоятельно определяет какое оборудование он планирует использовать, и какими методами будет проходить исследование.

После его окончания он оформляет заключение, в котором максимально подробно даёт ответы на поставленные вопросы, описывает ход работы, обосновывает необходимость применения конкретных методик.

Ответы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить неоднозначность их понимания. В противном случае во время судебного заседания эксперт может быть вызван для дачи показаний, объясняющих его выводы. Непременным условием проведения работ является осведомлённость эксперта (или их группы) об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.

Для органов следствия, суда и прокуратуры не имеет значения, в каком именно учреждении было составлено заключение по СМЭ – в государственном или частном. Разница лишь в том, что государственные учреждения работают за счёт федеральных бюджетных средств, но процесс может длиться довольно продолжительное время, а частные компании делают всё намного быстрее, но стоимость их услуг составляют немалую сумму. Впрочем, она будет возмещена признанной в судебном порядке виновной стороной.

На практике порядок проведения независимой экспертизы выглядит следующим образом.

После того, как произошло дорожно-транспортное происшествие, потерпевший должен обратиться в страховую фирму в установленном порядке. Ему необходимо подать заявление на выплату страховой компенсации. На автовладельца накладывается обязанность предъявить повреждённый автомобиль фирме-страховщику в течение пяти дней с момента ДТП.

Делается это для того, чтобы страховая фирма провела осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля. В случае, когда после осмотра повреждённого автомобиля у страховой фирмы возникнут какие-либо вопросы по обстоятельствам ДТП, в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате, она сможет за свой счет организовать независимую экспертизу.

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП назначается и проводится в ситуациях, когда у страховщика и потерпевшего появляются разногласия по поводу обстоятельств аварии, размеров восстановительного ремонта после экспертизы страховой компании после ДТП.

Когда страховая компания не провела осмотр поврежденного транспортного средства и не назначила проведение независимой экспертизы, потерпевший сможет самостоятельно обратиться к эксперту с целью поручения дальнейшего осмотра автомобиля, пострадавшего в аварии.

Согласно общим правилам проведения независимой экспертизы, можно провести также дополнительную независимую экспертизу мотоцикла или авто после ДТП. Дополнительная оценка автомобиля, пострадавшего в ДТП проводится тогда, когда возникли вопросы, которые требуют экспертного мнения. Также проведение дополнительной экспертизы необходимо в тех случаях, когда открылись новые обстоятельства ДТП, которые не были включены экспертом в первичное заключение. Оспорить экспертизу по ДТП можно через суд.

Трасологическое исследование

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

  1. Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
  2. Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
  3. Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
  4. Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
  5. Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
  6. Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.автотехническая экспертиза экспертиза обстоятельств дтп

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.

Проведение судмедэкспертизы после ДТП

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Как назначается и проводится судебная экспертиза после ДТП

Исследование проводится в следующих случаях:

  1. Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
  2. Уточнение схемы аварии.
  3. Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
  4. Предпродажная экспертиза.экспертный анализ дтп автотехнические экспертизы

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП.  Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки. 

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии.  В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ.

Законом не установлены конкретные сроки  для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.
Предлагаем ознакомиться:  Перечисление алиментов на сберкнижку ребнка

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

Независимая экспертиза транспортного средства после ДТП проводится для определения реального размера ущерба, чтобы в дальнейшем страховая компания могла осуществить компенсацию причиненного вреда. К сожалению, не все водители знают, как правильно проводится такая экспертиза автомобиля после ДТП для суда и зачем это делать, если страховщик уже провел свое исследование.

Понятие и значение независимой экспертизы после ДТП установлено в статье 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности автовладельцев».

В соответствии с нормами данного акта, независимая экспертиза автотранспортного средства после ДТП проводится для того, чтобы определить повреждения автомобиля, причины их появления, а также обстоятельства, при которых они были получены.

В целом, проведение экспертизы транспортного средство после ДТП для суда полезно тем, что собственнику удается определить реальную стоимость восстановительного ремонта своего автомобиля.

На самом деле, выделяют несколько видов независимой экспертизы автомобиля после ДТП, в зависимости от того, кто занимается проведением этого исследования:

  1. Экспертиза транспортного средства, которую проводит страховая компания.
  2. Независимая экспертиза в специализированных организациях.
  3. Судебная экспертиза авто после ДТП.

Как правило, после наступления страхового случая автовладелец сразу же обращается к своему страховщику, чтобы провести оценку стоимости повреждений автомобиля. Но в большинстве случаев такая оценка вызывает у собственника сомнения, ведь зачастую страховщик намеренно занижает размеры выплат.

В этом случае автомобилист может обратиться в компанию, специализирующуюся на проведении независимой экспертизы, чтобы пройти повторное исследование. По нормам законодательства, страховая компания должна принять акт исследования и выплатить компенсацию, размер которой указан в документе.

Внимание!

Однако в некоторых случаях у страховщика остаются сомнения в том, что исследование действительно было независимым. В этом случае сторонам остается только одно – обратиться в суд. По ходатайству будет назначена судебная экспертиза автомобиля после ДТП, стоимость которой будет оплачивать инициатор проведения такой повторной проверки.

Где и кем проводится СМЭ

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

Процедура осуществляется государственным судебно-экспертным учреждением (ГСЭУ), но у нас в стране она может проводиться и частными организациями. Обязательное условие – сертификация.

Специалисты должны обладать соответствующим образованием и квалификацией. В ГСЭУ к подобной работе допускаются только состоящие в штате эксперты. Таковым может являться только гражданин РФ с высшим профессиональным образованием, прошедший специальную подготовку и квалификационную аттестацию в порядке, установленном нашим законодательством.

Специалист частной организации должен получить сертификацию эксперта-техника. После этого он включается в реестр, доступный на сайте Минюста.

Руководитель экспертной организации изучает постановление (иногда это определение) о назначении СМЭ, устанавливает тип, характер, объем работ и определяет:

  • исполнителя (или нескольких);
  • срок проведения (в границах отмеченного в постановлении);
  • порядок привлечения экспертов из других организаций.

автотехническая экспертиза при дтп

Материалы передаются исполнителю в течение дня. Если они поступают к руководителю в выходной, то в первый ближайший рабочий. Исполнитель обязан:

  • изучить постановление (определение) о назначении и состояние исследуемого объекта;
  • установить возможность и достаточность предоставленных материалов для успешного завершения работы.

Далее он приступает к СМЭ с использованием технологий, разрешенных в РФ, рекомендованных методик и имеющихся технических средств. Результаты оформляются в заключении, составленном в двух экземплярах. Один выдается заказчику, а другой сохраняется в архиве организации.

Заключение со всеми приложениями подписываются принимавшими в процедуре участие экспертами в нескольких местах документа. Иногда по требованию руководителя подписи проставляются на каждой странице. Все подписи заверяются печатью. Материалы проверяются руководителем или назначенным лицом, затем заключение прошивается и опечатывается.

До начала СМЭ эксперт обязан удостовериться, тот ли объект он исследует. Проверка документов обязательна. Если их нет, а личность удостоверяется тем, кто назначил исследование, в заключение вносится соответствующая запись.

Исследование всегда начинается с опроса по поводу жалоб на здоровье и обстоятельствах дела. Если обследовать человека невозможно, СМЭ проводят по оригиналам медицинских документов. Если и такой возможности нет, по письменному разрешению назначившего экспертизу возможно использование заверенных копий. В проведении не может принимать участие врач, оказывавший медицинскую помощь объекту до назначения экспертизы.

Задача этого исследования состоит в определении действительных причин и времени наступления смерти. Эксперт изучает следующее:

  • позу, положение тела по отношению к элементам проезжей части, окружающей инфраструктуры, ТС, оставленным следам и расстояния;
  • состояние одежды, обуви и даже предметов, имевшихся в карманах;
  • деформацию частей трупа, расположение повреждений, проникновение в тело инородных частиц, следы волочения и так далее;
  • наличие биологических субстанций, следов крови, тканей, органов, остатков одежды, обуви и вещей, их расположение на дорожном участке относительно окружающих предметов и тела;
  • размазанность слоя пыли и грязи, повреждения кузова, расстояние до них от уровня покрытия дороги.

Это нюансы работы, а как проводится судмедэкспертиза после ДТП, мы уже рассказали выше.

Стоимость СМЭ

Цена исследования еще сложнее поддается определению без учета всех аспектов. Чем больше экспертов привлечено, чем больше они сделали работы, тем СМЭ дороже. Стоимость может варьироваться от 3000-5000 до многих десятков тысяч рублей.

Расходы за досудебное исследование можно взыскать с ответчика в судебном порядке. Стороны, изъявившие желание провести экспертизу, оплачивают ее стоимость в равных долях. В случае сложного материального положения по решению суда СМЭ частично или полностью оплачивается из бюджета.

Когда невозможно провести экспертизу

В России сегодня существует два абсолютно разных подхода к оценке полученного автомобилем ущерба после аварии. Если воспользоваться первым подходом, то вы с вероятностью 90% многое потеряете.

Второй подход – решение для тех, кто умеет считать и думать.

Первый подход. Потеря денег

Схема проста: страховая компания сразу после ДТП заказывает независимую экспертизу автомобилей у оценщиков, которые связаны со страхователями партнерскими отношениями. Как показывает опыт сотен тысяч подобных «независимых» экспертиз по факту аварий, оценщики намеренно занижают сумму компенсации. Партнерство к этому обязывает. Вы хотите такого решения вопроса? Вряд ли.

Второй подход. По-настоящему независимая экспертиза авто

дтп экспертиза автотехническая трасологическая

Никакого партнерства со страховыми компаниями. Только честная оценка ущерба и реальной стоимости ремонта машины. Именно такой подход во всех цивилизованных странах считается честным и рациональным. Проведением независимой экспертизы при ДТП занимается сторонняя компания, которая работает для клиента, а не для страховщиков.

Аккредитация в Минюсте РФ дает нам право проводить независимую экспертизу

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП не всегда ограничивается определением стоимости востановительного ремонта с учетом износа. Стоимость утраты товарного вида авто также относится к реальному ущербу при ДТП и подлежит возмещению страховой компанией. Для клиентов «Волан М» данная услуга обойдется всего в 1500.00 рублей.

Иногда по результатам проведения независимой экспертизы размер материального ущерба после ДТП может превысить рыночную стоимость автомобиля. В этом случае независимый эксперт должен дать заключение о действительной цене транспортного средства на дату аварии и об остатках автомобиля, которые можно реализовать на вторичном рынке.

Таким образом при проведении независимой автоэкспертизы Вам придется дополнительно оплатить сразу несколько услуг, общие расходы на которые могут значительно увеличиться. Цены на независимую экспертизу автомобиля после ДТП в нашей компании фиксированы и указаны в Таблице ниже, и в общем прайсе.

Пять ситуаций, когда помощь независимых экспертов спасет ваши финансы и нервы

Вы – пострадавший. Страховые компании занизили сумму выплаты

Вы – виновник ДТП. Страховые компании завысили сумму выплат

Не торопитесь расстраиваться: как показывает практика, в 85% случаев нам удается существенно снизить финансовую нагрузку на нашего клиента. Иначе говоря, мы добьемся, чтобы с вас требовали гораздо меньше.

автотехническое исследование экспертиза

Вы – пострадавший. Страховая компания не хочет платить за «старые» повреждения

  Трасологическая экспертиза

Достаточно частая практика страховщиков – списать реальные повреждения вашей машины после ДТП на ущерб, который был нанесен машине еще до аварии. Мы готовы провести полную экспертизу вашего автомобиля и точно сказать, какие повреждения – старые, а какие – новые. Доказательно, быстро, с заключениями экспертов.

Вы – виновник. Страховая компания требует выплаты за старые повреждения

Чтобы вам не переплачивать за то, чего вы не делали, ни в коем случае не соглашайтесь, когда на вас начинают «вешать все грехи». Гораздо мудрее – провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП у нас, чтобы вы точно знали, какие – повреждения – ваша работа, а какие уже давно были. Стоимость и сроки проведения экспертизы Вас приятно удивят. Гарантируем!

Независимая экспертиза автомобиля после ремонта в автосервисе

Важно!

Зачастую отечественные автосервисы настолько «преображают» машину, что владельцам приходится прибегать к помощи экспертов. Ни в коем случае не идите на поводу у сотрудников сервисов, которые всегда отстаивают свою позицию. Проведите у нас независимую экспертизу после ремонта , а автосервисе : мы найдем виновных и подсчитаем сумму ущерба.

Есть объективные причины, по которым провести СМЭ после ДТП невозможно:

  • Участник ДТП не согласен с проведением экспертизы, объектом которой может стать. Однако при расследовании уголовного дела его могут обязать пройти процедуру.
  • Отсутствие документов, позволяющих установить личность пострадавшего.
  • Наличие трупных изменений, препятствующих полноценному исследованию.

КАСКО и ОСАГО

автотехническая экспертиза после дтп оценка

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Порядок проведения независимой экспертизы

Судебная медицинская экспертиза при ДТП может кардинально повлиять на исход судебного разбирательства. Например, результат окажется спасительным для ответчика и неожиданным для истца. По заключению определяется юридическая ответственность виновного, которая может быть административной (легкий вред здоровью) или уголовной (средний и тяжкий вред или смерть потерпевшего). Штраф, даже лишение прав или реальный срок заключения – две большие разницы.

Строго говоря, при выяснении всех последствий ДТП можно выделить два типа экспертиз. Условно назовём их судебная и независимая.

Инициатором проведения первого вида исследований, как правило, выступают правоохранительные органы или суд. Именно они ставят круг вопросов, которые должен выяснить эксперт в рамках своих исследований.

Предлагаем ознакомиться:  Право наследства после смерти супруга

Кроме того, на проведении судебной экспертизы может настаивать и адвокат как водителя, так и потерпевших. Важно ещё отметить, что право на проведение судебных экспертиз закреплено за специализированными судебными учреждениями.

Что же касается независимой экспертизы, то её вправе инициировать любой из участников случившейся дорожной аварии. Она может касаться самых разных вопросов.

вопросы автотехнической экспертизы после дтп

Например, водитель хочет опровергнуть данные медицинского освидетельствования и доказать, что он не был пьян. Тогда единственным выходом будет обращение к независимым экспертам.

Если же страховая компания отказывается провести положенные выплаты, руководствуясь только известными ей соображениями, то данные независимой экспертизы могут полностью поменять картину.

Наконец, экспертиза может помочь при борьбе с автомобильными мошенниками. Допустим, водитель сознательно обвиняет другого владельца машины в повреждениях, которые на самом деле имели место задолго до инцидента. Тогда именно проведение независимых исследований будет самым оптимальным вариантом.

Полученный вследствие аварии ущерб оценивается экспертизой. Процедура призвана помочь в составлении общей картины произошедшей аварии. Экспертиза определяет:

  • Состояние автомобиля вследствие ДТП.
  • Необходимую  для восстановления сумму компенсации.
  • Сбъективные и объективные причины произошедшей аварии.
  • Виновника ДТП, подтверждая либо опровергая версию сотрудников полиции.

В зависимости от целей и задач различают несколько видов экспертной оценки, каждый из которых будет подробно описан ниже.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации,  для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений,  которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная .

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

Правильный выбор организации для проведения экспертизы играет решающее значение в определении ее качества.

  • «4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
  • Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  • 5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме (ст. 12.1 №40-ФЗ)».

Таким образом, при выборе экспертной организации, следует обращать внимание на:

  • Время ее существования.
  • Количество экспертов-техников в штате и уровень их квалификации.
  • Процент успешно проведенных экспертиз.
  • Вид используемого программного обеспечения.

Окончательное решение принимается на основе комплекса перечисленных критериев.

Обжаловать экспертное заключение можно исключительно в судебном порядке. Оспаривание производится в соответствии со следующим алгоритмом действий:

  1. Ознакомление с постановлением о проведении экспертной оценки.
  2. Анализ представленного отчета.
  3. Инициирование вызова эксперта на судебное слушание.
  4. Подача ходатайства о проведении повторной экспертизы.

Таким образом, корректно проведенная независимая экспертиза является гарантией соблюдения прав водителя-участника ДТП. Поэтому крайне важно учитывать все нюансы ее проведения и тщательно следить за процедурой на всех этапах.

Необходим, если в ДТП пострадали люди. По следам крови, волосам и другим биоматериалам эксперт способен выяснить:

  • кто находился за рулем в момент происшествия;
  • были ли трезвы участники ДТП;
  • какой вред и каким образом был причинён потерпевшим.

Существуют следующие причины для проведения независимой экспертизы:

  • Оценка независимого эксперта требуется в тех случаях, когда кто-то из участников ДТП стремится узнать реальную стоимость машины после участия в ДТП.
  • Владелец авто, повреждённого в результате ДТП, желает узнать, нет ли каких-либо скрытых повреждений и дефектов, а также узнать точную сумму необходимую для возмещения реального ущерба.
  • Участник ДТП сомневается в результате экспертных оценок, которые были проведены ранее, а потому планирует провести встречную экспертизу с участием независимого эксперта.

Многие страховые компании умышленно занижают размеры реального ущерба. Для этого они используют нечестные методы проведения экспертиз. Так, часто встречаются ситуации, когда у страховой компании есть свои СТО, где в ходе проведения экспертизы могут сильно занизить стоимость ремонтных работ. В результате суммы страховой компенсации не хватит на восстановление машины после ДТП. Для оспаривания решения эксперта придется обратиться в суд.

Стоимость независимой экспертизы

Независимая экспертиза стоит в среднем

от 3 000 рублей

. Подробнее о стоимости —

в этой статье

.

Если владелец автомобиля сам занимается ремонтом автомобилей и знает стоимость ремонтных работ запчастей, он сможет самостоятельно прикинуть примерную сумму ущерба, а затем обратиться к помощи независимого эксперта. Но часто случается так, что время упущено, заниженная сумма компенсации выплачена, а владелец авто уже ничего не сможет сделать. Независимые эксперты дают объективную оценку материального ущерба автомобиля после ДТП.

Существует несколько разновидностей независимой экспертизы при ДТП.

  • Трасологическая автомобильная ДТП экспертиза основывается на осмотре места ДТП, изучении обстановки на дороге, траектории движения машин, следов происшествия. С помощью трасологической экспертизы можно определить субъективные и объективные причины аварии. Трасологческая экспертиза ДТП после ДТП либо подтверждает, либо опровергает версию следователя.
  • Автотовароведческая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП основывается на осмотре состояния машины после аварии. С ее помощью можно выявить наличие скрытых повреждений и определить размер нанесенного ущерба. Именно этот вид экспертизы проводится по решению страховой компании.
  • Автотехническая экспертиза подразумевает исследование состояния машин, реакцию авто в момент аварии действия водителей. Срок проведения экспертизы после ДТП зависит от многих факторов.
  • Комплексная авто экспертиза после ДТП – это совокупность всех описанных выше проверок либо нескольких из них. Проводится для того, чтобы можно было составить целостную картину произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

Базовые данные:

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу — как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector