Семейный адвокат
Назад

Нормативы потребления коммунальных услуг 2019

Опубликовано: 31.08.2019
0
0

Что такое нормативы потребления КУ, каким образом они определяются и зачем нужны

Далеко не каждый дом и квартира оборудованы приборами учета ресурсов (счетчиками). Если они отсутствуют, тогда жильцам начисляют суммы, рассчитанные по количеству проживающих, или учитываются квадратные метры площади жилья. Другими словами, они платят по нормативам.

Периодически нормативы меняют. Именно поэтому важно понимать, что такое нормативы потребления коммунальных услуг и как они формируются, что служит основанием для данных изменений и как часто это повторяется; а также почему в одном и том же регионе жильцы могут получать квитанции с совершенно разными суммами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Стоит отметить, что нормативы потребления коммунальных услуг могут быть действительно разными даже на соседних улицах.

Пример. В начале 2013 года в Республике Хакасия утвердили новые нормативы потребления коммунальных услуг. Изменения также затронули сферу электроэнергии. Важно понимать, что для собственника однокомнатной квартиры с установленной электроплитой месячный норматив составляет 268 кВт. А для владельца дома при равных условиях – 763 кВт. Это определяется тем, что на нормативы, кроме всего прочего, оказывают влияние конструктивные особенности зданий.

Нормативы потребления коммунальных услуг 2019

Что понимают под нормативом потребления коммунальных услуг? Норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунальных ресурсов, применяемым для выявления размера оплаты коммунальной услуги при отсутствии приборов учета.

Фиксированную стоимость в Москве формируют органы местной власти, в Санкт-Петербурге это в компетенции специально созданного комитета.Если окажется, что семья использует некий ресурс в объёме, который даже незначительно превышает установленную в регионе норму, им придётся оплатить излишек. В этом случае обычно применяется повышенная ставка тарифов.

Норматив может меняться в зависимости от того, сколько человек прописано в квартире, какая этажность дома и его муниципальная категория. Периодически местные власти пересматривают установленные нормативы, так что платёжки в прошлом и текущем месяце могут ощутимо различаться.

Фиксированный тариф позволяет решить сразу несколько проблем:

  • ЖКХ и УК получают возможность чётко сформировать ставку на оказываемые гражданам услуги;
  • Для каждого вида коммунальных услуг устанавливаются отдельные нормы потребления из расчёта на 1 гражданина;
  • Установить тарифы, которые можно чётко обосновать;
  • Определить, какая оптимальная величина субсидий.

Постановление Правительства об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг под номером 306 дало определение понятиям нормативов, а также показало, какие методы используются для их определения.

Норматив потребления коммунальных услуг на ОДН

Нормативы потребления коммунальных услуг 2019

Под общедомовыми нуждами (сокращено ОДН) понимают платежный ресурс в системе жилищно-коммунального хозяйства, высчитываемый в соответствии с состоянием части ресурсов, расходуемых на обслуживание и содержание МКД. Так, к примеру, по электроэнергии в сумму общедомовых нужд вносят плату:

  • за энергию, потребляемую домофонами;
  • за освещение мест общественного пользования (такие помещения, как тамбуры, подъездные лестничные площадки и приподъездные территории;
  • технологические потери;
  • за энергию, потребляемую лифтами и иным электрическим оборудованием, используемым в общедомовых нуждах. Оно может быть представлено видеокамерами, насосами, системами автоматического теплорегулирования и т. д.

За холодную воду в сумму ОДН входят затраты, связанные:

  • с поливом газонов и палисадников;
  • мытьем лестничных площадок;
  • внутридомовыми потерями в водосетях;
  • промывкой коммуникационных сетей.

За горячую воду в сумму общедомовых нужд входят расходы, связанные:

  • с внутридомовыми потерями в водосетях;
  • со сбросом воды в стояке в случае, если в МКД ремонтируются радиаторы;
  • с технологическим проливом системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовкой системы отопления.

Тепловая энергия ОДН расходуется на отопление помещений.

Способы расчета ОДН, согласно Постановлению № 354, разнятся, в зависимости от того, присутствуют или отсутствуют в МКД общедомовые приборы учета. В том случае, когда дом оборудован теплосчетчиками, ОДН будут рассчитываться, исходя из того, какова разница между объемом, указанным на приборе учета.

Данную разницу равномерно распределяют между собственниками жилых помещений в соответствии с занимаемой площадью. Таким образом, расходы на ОДН на трехкомнатную квартиру будут больше, чем на двух- или однокомнатную; также данный показатель определяется количеством жильцов на жилплощади.

Нормативы потребления коммунальных услуг 2019

Нормативы потребления электроэнергии, отопления и водоснабжения определяются и утверждаются органом местного самоуправления по каждому отдельному региону.

Когда предоставляют коммунальную услугу низкого качества и (или) с перерывами, длительность которых превышает законодательно установленные, сокращают размер оплаты вплоть до освобождения от внесения платы за квартиру и ОДН.

Тем не менее, когда жилец временно отсутствует (находится в отпуске, командировке и т. д.), в этом случае размер платы за коммунальные услуги на ОДН не подлежит перерасчету.

Когда потребителю устанавливают скидку на оплату коммунальных услуг, то она распространяется и на ОДН – при расчете применяют соответствующую скидку. Когда предоставляются компенсации и субсидии отдельным категориям граждан, размер платы за к/у не сокращается. Сумма данных субсидий и компенсаций начисляется непосредственно лицам, для которых они предназначены.

С начала 2017 года произошли изменения с оплатой света и воды на ОДН, в результате которых она была перемещена из коммунальных услуг в плату за содержание жилого помещения. В связи с этим в СМИ начала распространяться информация о том, что владельцы квартир снова смогут оплачивать коммунальные ресурсы (КР) на содержание общего имущества (СОИ) по фактическому их потреблению.

Определяющим моментом тут является наличие в многоэтажном доме коллективных (общедомовых) приборов учета. Если ОДПУ не установлены, то плата за КР на СОИ считается по тем нормативам потребления, которые местные власти установили для соответствующих коммунальных ресурсов, расходуемых на содержание общего имущества МКД.

Во многих домах стоят коллективные счетчики, поэтому для них используется общее правило, закрепленное в действующей редакции ЖК РФ. Оно предполагает, что оплата за каждый коммунальный ресурс, расходуемый на СОИ, рассчитывается с учетом норматива и тарифа, а в дальнейшем производится перерасчет величины понесенных расходов по показаниям приборов учета, установленных в квартирах жильцов.

Есть в ЖК РФ и ряд исключений из общего правила. Например, нормативы не используются в многоэтажных домах, в которых потребление КР фиксируется автоматизированной информационно-измерительной системой. Второе исключение предполагается при определении размера КР на СОИ в зависимости от среднемесячных цифр их потребления.

Решение о проведении расчетов таким способом должно быть принято на общедомовом собрании. Чтобы исключить превышающий средние значения перерасход, который придется оплачивать управляющей организации, в данном случае также предполагается последующее проведение перерасчетов после получения показаний квартирных счетчиков.

Третье исключение касается решения общедомового собрания платить по показаниям коллективных приборов учета. Для УК это наиболее удобная ситуация, так как не нужно заниматься перерасчетами и расходовать собственные средства в случае расхождения показаний ОДПУ и ИПУ.

Формулы расчета

Piодн = Viодн х Tкр, где

  • Viодн – объем коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН в МКД на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
  • Tкр – тариф на данный коммунальный ресурс, который был установлен в соответствии с законодательством РФ.

 , где

  • Vд – объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в МКД, выявленный в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В ситуациях, которые предусмотрены п. 59 (1) Правил, для расчета размера оплаты к/у используют объем (количество) коммунального ресурса, высчитанный согласно положениям вышеуказанного пункта;
  • Vuнеж.– объем (количество) коммунального ресурса, использованного за расчетный период времени в u-м нежилом помещении, который определен согласно п. 43 Правил;
  • Vvжил.п.– объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в v-м жилом помещении, в котором не предусмотрен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета;
  • Vwжил.п– объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в w-м жилом помещении (квартире), которое оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) счетчиком коммунального ресурса, которым определяется, исходя из показаний данного прибора учета. В ситуациях, указанных в п. 59 Правил, размер оплаты к/у высчитывается на основе объема (количества) коммунального ресурса, определенного в соответствии с положениями вышеуказанного пункта;
  • Vкр – определяется согласно п. 54 Правил; объем определенного вида коммунального ресурса (электрической энергии, газа), потребленного за расчетный период времени исполнителем в процессе производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), также использованный исполнителем с целью предоставления потребителю коммунальной услуги по электро- и (или) газоснабжению;
  • Si – общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в МКД;
  • Sоб– общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД.

Жильцы многоквартирных домов желают получать коммунальные услуги бесперебойно, но далеко не всегда хотят их оплачивать. Многие предпочли бы платить меньшую сумму, но не за счет экономии того или иного ресурса, а за счет эксплуатации определенного оборудования, влияющего на работу счетчиков.

Предлагаем ознакомиться:  Коммунальные платежи наследство - советы адвокатов и юристов

В соответствии с законом управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК – другими словами, исполнители КУ в МКД – осуществляют периодические проверки работы ИПУ. Данное обязательство закреплено в пп. 82–84 Правил предоставления к/у собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В качестве исполнителя КУ в МКД вы должны осуществлять ряд проверок, а именно контролировать:

  • состояние счетчиков, установленных в помещениях собственников (ИПУ);
  • достоверность показаний ИПУ.

Удостоверьтесь, что жильцы не вмешивается в работу ИПУ и не занижают показания, которые предоставляют. Результат проверки ИПУ оформляется в виде акта, на его основании высчитывают плату за КУ.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Особенности расчета и перерасчета оплаты коммунальных услуг по результатам проверки зависят от различных обстоятельств:

  • если потребитель впускает вас в квартиру, проверка счетчиков произведена успешно;
  • или собственник квартиры не допустил вас в помещение, проверка не осуществилась.

При большом расхождении показаний между общедомовым счетчиком и индивидуальными приборами учета управляющей организации приходится применять различные меры, в числе которых и поквартирный обход. Закон разрешает представителям УК заниматься такими проверками. Чтобы управляющая компания не злоупотребляла этим правом, количество посещений ограничивается. Проверку можно проводить не чаще 1 раза в 3 месяца.

В некоторых случаях, например, при наличии обоснованных подозрений в манипуляциях отдельных жильцов с показаниями счетчиков, обходы приходится делать внезапно и не заявлять напрямую цель визита. Если появляется такая необходимость, то представители УК могут сослаться на то, что проверка обоснована:

  • подтоплением расположенной этажом ниже квартиры;
  • засорением вентиляционных каналов;
  • подозрением на протечки стояков и так далее.

Чтобы нарушитель не мог в дальнейшем опровергнуть факты его манипуляций с ИПУ, обход нужно проводить с членами совета многоэтажного дома и фотографировать нарушения. О недопустимых действиях со стороны потребителя говорят следующие признаки:

  • нарушенные или отсутствующие пломбы на счетчиках;
  • наличие рядом с ними мощных магнитов и других посторонних предметов, способных повлиять на работу ПУ;
  • следы износа и повреждения корпуса, нехарактерные для обычной эксплуатации приборов;
  • незакрытые краны центрального водоснабжения при включенном водонагревателе, что позволяет «скручивать» показания счетчика горячей воды;
  • занижение подаваемых показаний относительно реальных цифр.

Как платить, если у граждан нет индивидуальных счётчиков

Практически во всех отраслях хозяйства есть регламентированные данные о потреблении тех или иных услуг. Но когда речь заходит о потреблении воды на одного человека, четких норм нет. Основной причиной подобной ситуации является то, что плотность населения по всей стране разная.

Чтобы решить проблему учёта израсходованных ресурсов в отдельно взятой семье, проживающей в многоквартирном доме, созданы приборы учёта. На основании их можно определить, сколько нужно платить ежемесячно за потреблённые блага. Все счётчики делятся на две группы: общедомовые (устанавливаются на многоэтажный дом) и индивидуальные, которые находятся в каждой квартире отдельно.

Но случается, что семья не устанавливает такие приборы учёта по личным, техническим или финансовым причинам. Поэтому определить итоговую стоимость к оплате не предоставляется возможным. Постановление нормативов потребления коммунальных услуг призвано решить эту проблему. На региональном уровне местные власти устанавливают своего рода лимит на потребление коммунальных услуг – средние или «предполагаемые» нормы потребления из расчёта на гражданина.

В учёт также берётся число зарегистрированных в квартире граждан, количество комнат и общая площадь квартиры.С помощью нормативов ЖКХ рассчитывают конечную цену коммунальных услуг для такой семьи. В качестве базы используется другой многоэтажный дом, имеющий аналогичные технические характеристики и в котором сходный объём потребления.

Также при определении норматива учитывается причина, по которой жильцы решили обходиться без приборов учёта. Так если виной тому технические причины, по котором установить счётчик не получается, норматив будет стандартным и надбавки не применяются. Чтобы подтвердить факт того, что в квартиру нельзя монтировать прибор учёта, необходимо вызвать специальную комиссию. По итогам проверки жильцы получают на руки акт, а копии этого документа направляются в местный ЖЭК или поставщику услуг.

Расчет платы за КУ, если потребитель не предоставил показания ИПУ, а срок проверки приборов учета еще не наступил

  1. 6,9 кубометров для холодного водоснабжения. Если в квартире проживает один человек, это базовая норма подачи воды централизованно.
  2. Опытным путём определено, что горячей воды расходуется меньше. Поэтому норматив установлен на уровне 4,7 кубометра. При этом стоимость горячей воды больше, ведь на подогрев требуются дополнительные ресурсы;
  3. Норматив на водоотведение вычисляется путём суммирования нормативов на горячую и холодную воду. Опять-таки, метод вычисления применяется только для тех многоэтажек, у которых есть централизованная канализация.

Нормативы потребления в Москве не сильно отличаются от принятых в Санкт-Петербурге: 5,4 и 5,3 кубометра соответственно, но несколько меньше, нежели в Уфе – 6,3 кубометра.

Цены меняются в разных ресурсоснабжающих организациях, поэтому итоговая величина к оплате тоже динамичная.

2. Установленная норма (установленные нормы) площади жилья для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения при применении регулируемых Правительством Москвы цен определяется как социальная норма площади жилья для семьи определенного состава плюс 7 квадратных метров на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Граждане, проживающие в Москве в квартирах или жилых домах, не оборудованных водосчетчиками оплачивают потребленную воду исходя из утвержденных Правительством Москвы нормативов потребления воды на человека. Нормативы потребления воды на человека в Москве составляют:Норматив на холодную воду – 6,935 м3 на человека в месяц;

Норматив на горячую воду – 4,745 м3 на человека.Указанные величины утверждены потребления воды в жилых помещений. Кроме того, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, при определении объема потребленной воды в случае отсутствия водосчетчика, величина рассчитанная с использованием приведенных нормативов, увеличичивается на величину потребления на общедомовые нужды.

Нормативы потребления коммунальных услуг 2019

Стоит отметить, что Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014г. №75-ПП, суммарный объем потребления воды в помещении, не оборудованным прибором учета воды, не может превышаеть величины утвержденных нормативов потребления воды на человека, уменоженных на коэффициент 2, т.е.:6,935 х 2 м3 на человека – для хвс;

4,745 х 2 м3 на человека – для гвс.На практике это значит следующее.Раньше жители без счетчиков платили за воду так: из общих объемов потребления воды в доме вычитали воду, которая натекла по водосчетчикам квартир, плюс расходы на мытье мест общего пользования в размере 5%. Оставшиеся затраты распределяли между жителями квартир без счетчиков.

Если дом в хорошем состоянии и жильцы законопослушные, то затраты получаются и так небольшие, такими они и останутся. Но если прорвало трубу, или в соседней квартире нелегально живет 10 человек, плата за воду могла быть и в 5 раз больше норматива, теперь же – не более чем в 2 раза. И все-таки, лучшим средством от переплат будет установка счетчика воды.

В жилых сооружениях, оборудованных одним центральным стояком можно поставить несколько счетчиков: горячее и холодное водоснабжение. В многоквартирных сооружениях с двумя стояками придется установить 4 прибора: соответственно два на горячее водоснабжение, два на холодное, при этом объем работ больше, тариф будет несколько выше.

Несмотря на то, что статья посвящена нормам потребления ГВС и ХВС, необходимо несколько слов сказать и о водоотведении. Дело в том, что мало кто имеет представление о порядке определения объемов слива использованной воды. Многие считают, что необходимо учитывать показатель по одному счетчику и за него оплачивать начисления. В итоги возникает недоплата, а с ней и проблемы.

Нормативы водопотребления и водоотведения установлены постановлением Правительства Москвы от 28.07.1998 №566-ПП «О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве». Т.е общий расход холодной (хвс) и горячей воды (гвс) составляет 11,68 м3 в месяц на 1 человека (6,935 м3/чел. в месяц за хвс и 4,745 за гвс), соответственно водоотведение 11,68 м3 в месяц.

Категория жилых помещений

Единица измерения

Этажность

Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения

Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения

1. Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

от 1 до 5

0,013

0,013

от 6 до 9

0,012

0,012

от 10 до 16

0,007

0,007

более 16

0,006

0,006

Разноуровневые многоквартирные дома до 9

0,006

0,006

Разноуровневые многоквартирные от 10 до 16

0,006

0,006

Разноуровневые многоквартирные более 16

0,005

0,005

2. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

от 1 до 5

0,01

X

3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

от 1 до 5

0,01

X

4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

X

0,01

X

2. При определении размера платы потребителям за коммунальные ресурсы по холодному и горячему водоснабжению при содержании общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды) не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. Категории многоквартирных домов «Разноуровневые многоквартирные дома до 9 этажей», «Разноуровневые многоквартирные от 10 до 16 этажей», «Разноуровневые многоквартирные более 16 этажей» присваиваются разноуровневым многоквартирным домам исходя из их наибольшего количества этажей.

Предлагаем ознакомиться:  Срок исковой давности по коммунальным платежам

Категория жилых помещений

Единица измерения

Этажность

Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения

Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения

1. Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

от 1 до 5

0,013

0,013

от 6 до 9

0,012

0,012

от 10 до 16

0,007

0,007

более 16

0,006

0,006

Разноуровневые многоквартирные дома до 9

0,006

0,006

Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16

0,006

0,006

Разноуровневые многоквартирные дома более 16

0,005

0,005

2. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

от 1 до 5

0,01

X

от 6 до 9

0,01

X

3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

от 1 до 5

0,01

X

4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения

куб. метр в месяц на кв. метр общей лощади

X

0,01

X

2. При определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. Категории многоквартирных домов «Разноуровневые многоквартирные дома до 9 этажей», «Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16 этажей», «Разноуровневые многоквартирные дома более 16 этажей» присваиваются разноуровневым многоквартирным домам исходя из их наибольшего количества этажей.

4. Для домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, применяется категория жилых помещений 1 «Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением».

5. Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2017 года распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20 сентября 2017 года N 178-РВ)

В порядке, установленном Правительством РФ, органы государственной власти на уровне субъектов определяют нормативы по использованию, а также тарифы за предоставление коммунальных ресурсов.

Чем определяются нормативы потребления коммунальных услуг

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Обычно для расчета используются общедомовые счетчики, по которым службы определяют объем предоставленных ресурсов, на основании чего формируются платежные документы.  Если общедомовых приборов учета нет, возможны следующие варианты:

  • высчитывается разница между общим значением предоставленных ресурсов и индивидуальным потреблением, согласно показаниям квартирных счетчиков. Полученная разница распределяется между всеми собственниками жилых помещений пропорционально имеющийся доли в общедомовом имуществе;
  • при отсутствии общедомовых и квартирных счетчиков, расчёт производится по действующим нормативам.

Отсутствие общедомового счетчика зачастую связано с повышенными расходами для всех жителей МКД.  На практике энергетические компании возлагают свои убытки, связанные с авариями и иными проблемами на жителей домов, у которых отсутствуют приборы учета.

Важно отметить, что собственники жилых помещений не обязаны оплачивать ресурсы сверх установленных норм. Законом предусмотрено, что в таком случае компания-поставщик берет расходы и убытки на себя. Таким образом дополнительно защищаются права жителей многоквартирным домов.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Главное предназначение общедомовых нужд – это поддержание комфортных условий жизни граждан. Нормативы потребления общедомовых коммунальных услуг созданы специально для того, чтобы некоторые УК или ЖЭКи не могли включить в платёжку посторонние затраты или даже свои долги. Всё должно быть максимально прозрачно.Превалирующее большинство собственников считают, что общедомовые нужды – это лифт, уборщица подъезда и придомовой территории.

Да, в эту статью расходов входит содержание дома, а также включаются другие платежи:

  1. Электроснабжение дома: лампочки между этажами и не только;
  2. Водоснабжение;
  3. Отопление.

Любые другие расходы включать нельзя.Нормативы на общедомовые нужды могут быть рассчитаны двумя методами. Ключевая особенность здесь – установлен ли в многоэтажном доме общий счётчик. Если он имеется, норматив на ОДН считается по формуле показания индивидуальных приборов учёта у жильцов минус показания общедомового прибора.

1.1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды) на территории Московской области (приложение 1).

1.2. Нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды) на территории Московской области (приложение 2).

Минстрой РФ о расчёте платы за жилищно-коммунальные услуги

2. Установить, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (коммунальных услуг на общедомовые нужды), утверждаемые пунктом 1 настоящего распоряжения, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.11.2016.

3. Установить, что в соответствии с пунктом 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на общедомовые нужды, коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды принимается равным 0.

4. Признать утратившими силу приложения 1 и 3 к распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления» с 01.11.2016.

5. Организационно-аналитическому управлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области опубликовать настоящее распоряжение в газете «Еженедельные новости. Подмосковье» и разместить на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Доркину И.С.

Министр жилищно-коммунальногохозяйства Московской областиЕ.А.Хромушин

Категория многоквартирных домов

Единица измерения

Норматив потребления

1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

0,61

2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

2,88

3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период

кВт·ч в месяц на кв. метр

0,61

4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода

кВт·ч в месяц на кв. метр

0,61

2. При определении размера платы потребителям за коммунальные ресурсы по электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды) не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

Электронный текст документа

официальный сайт

Приложение 1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

официальный сайт

Приложение 2к распоряжению Министерстважилищно-коммунальногохозяйства Московской областиот 22 мая 2017 года N 65-РВ

2. При определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. При определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов.

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

По РФ не установлена единая норма.

Чтобы подсчёты были более точными и достоверными, в учёт берётся целый ряд показателей:

  • Сколько этажей в доме;
  • Есть ли в доме и на придомовой территории освещение, имеется ли лифт;
  • Установлены ли общие счётчики на дом.

В среднем по России за один норматив израсходованного электричества граждане уплачивают от 0,6 до 7 кВт/ч. Результаты в разных городах и областях всегда существенно различаются.Вместе с тем жильцы сами могут повлиять на снижение итоговой суммы в платёжке.

Для этого им требуется:

  1. Собрать средства и установить общедомовой прибор учёта. В среднем его стоимость начинается от 20 тысяч рублей, что окупается за 3-4 месяца;
  2. Регулярно передавать текущие показания индивидуальных счётчиков. Если их не будет, управляющая компания будет брать за основу установленные нормы;
  3. Инициировать замену старой и уже пришедшей в негодность проводки, которая избавит от потерь электроэнергии «в никуда»;
  4. Контролировать работу ЖЭК и УК.

Как устанавливаются нормативы, как ведется расчет

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются:

  • средней температурой наружного воздуха за отопительный период;
  • расчетной температурой наружного воздуха с целью проектирования;
  • продолжительностью отопительного периода, отличающегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °С и ниже.

Из-за климатических показателей в населенных пунктах одного региона России могут быть большие различия в потреблении тепловой энергии на отопление при прочих равных условиях. Климатические условия определяют, основываясь на информации, предоставляемой гидрометеорологической службой, за предыдущие 5 отопительных периодов подряд.

Например, в Вологодской области выделяют пять температурных зон, отличающихся друг от друга климатическими условиями, и, следовательно, нормативы на отопление при этом тоже разные. К тому же нормативы отличаются по конструктивным и техническим характеристикам (этажностью зданий, годом постройки).

Здесь стоит привести конкретный пример из судебной практики, который позволит наглядно разобраться в действующих правилах применения нормативов.Часть 1 статьи 157 ЖК РФ говорит о том, что плата за ЖКУ рассчитывается в соответствии с объемом их потребления, который берется из показаний счетчиков. При отсутствии приборов учета применяются нормативы. Аналогичное правило закреплено и в пункте 42 правил №354.

Судебная практика

Предлагаем ознакомиться:  Особенности покупки квартиры с долгами по коммунальным платежам

Иногда власти на местах используют имеющиеся у них полномочия для того, чтобы устанавливать нормативы потребления КУ в виде средних цифр для всего жилищного фонда. Делается это, скорее всего, для удобства. Коммунальные платежи в таком случае во всем муниципалитете получаются одинаковыми.

В Верховном суде РФ в 2016 году такой подход был признан неправомерным. Высший судебный орган определил, что установка средних нормативов нарушает федеральное законодательство. Рассмотрим детали этого спора, ставшего важным прецедентом для всех управляющих организаций России.

Инициатором судебного разбирательства стало одно из МУПов г. Лесосибирск Красноярского края. Оно подало в Красноярский краевой суд иск о признании недействительным решения местных властей о назначении средневзвешенного норматива для всех МКД и жилых домов г. Лесосибирска и поселка Стрелка. Речь идет о нормативе отопления, который определили в размере 0,025 Гкал на 1 квадратный метр общей площади.

Красноярский краевой суд в декабре 2015 года признал пункт, в котором указан приведенный норматив, не соответствующим действующим законам. Городская администрация попыталась обжаловать это решение в Верховном суде РФ.

Верховный суд обозначил свою позицию в данном вопросе в определении №53-АПГ16-6 от 12 мая 2016 года. Он подтвердил, что нормативы потребления КУ должны определяться на основе дифференцированного подхода. Это решение лишило местные власти возможности вводить средневзвешенные нормативы.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Суд при вынесении определения учел, что жилищный фонд пос. Стрелка составляют деревянные дома высотой 1-2 этажа. В то же время в Лесосибирске помимо деревянных зданий имеется большое количество кирпичных пяти- и девятиэтажек.

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг – минимум 3 года, и на протяжении этого срока нормативы потребления коммунальных услуг не пересматриваются, исключения составляют случаи, предусмотренные Правилами.

Нормативы потребления коммунальных услуг пересматриваются, если:

  • изменяются конструктивные и технические параметры, степень благоустройства МКД или жилого дома, климатические условия, при которых объем потребления коммунальных ресурсов (холодная, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) в МКД или жилом доме меняется более чем на 5 %;
  • вносятся изменения в Правила в части.

Формулы расчета

 , где

С 28 декабря 2015 г. вступили в силу изменения в ст. 157 Жилищного кодекса РФ. Введены штрафы в пользу потребителей при предоставлении коммунальных услуг (КУ) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Потребители КУ охотнее будут требовать уплаты штрафов в свою пользу, а также понуждать специалистов Госжилнадзора к поиску лиц, виновных в допущенных нарушениях, и воздействовать на решения судебных инстанций.

Сложившаяся в России некая «презумпция вины» исполнителей КУ, а также усиленно продвигаемая СМИ «концепция вражды между исполнителями и потребителями КУ» приводят к уверенности большей части потребителей, а также представителей надзорных, судебных инстанций, органов государственной власти и местного самоуправления в повальной недобросовестности УО, ТСЖ, ЖСК.

В итоге различного рода штрафы с УО (как в пользу потребителей, так и в пользу бюджетов), понуждения их за свой счет исполнять дополнительные работы и услуги весьма приветствуются потребителями, воспринимаются как неотвратимое наказание заведомо виновного лица.

Надзорные и судебные инстанции часто разделяют такую точку зрения. Да и органы государственной власти прилагают заметные усилия для дискредитации исполнителей КУ и для создания необоснованной дополнительной финансовой нагрузки и увеличения их финансовых рисков.

Пример

В пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), установлено, что при отсутствии решения общего собрания собственников помещений МКД о распределении объема КУ на общедомовые нужды (ОДН) между потребителями «объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств».

Никто не отрицает, что сам исполнитель не потребляет КУ на ОДН, их потребляют собственники МКД, но оплачивать сверхнормативное потребление должны именно УО. По мнению правительства, такой порядок оплаты коммунальных услуг справедлив. Правда, в том же п. 44 имеется оговорка относительно исполнителей КУ — ресурсоснабжающих организаций (РСО).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Вот в этих случаях потребители сами оплачивают КУ на ОДН в полном объеме, а РСО никаких дополнительных расходов не несет и нести не может. РСО в любом случае должны получить стоимость предоставленных коммунальных ресурсов, и оплату этих ресурсов (по крайней мере, в части сверхнормативного потребления КУ на ОДН) должны произвести либо потребители, либо организации, управляющие МКД.

Интересен источник финансовых средств для оплаты сверхнормативного потребления КУ на ОДН: «собственные средства» исполнителя КУ. Под собственными средствами принято понимать уставный капитал и чистую прибыль предприятия. У ТСЖ и ЖСК, например, чистая прибыль отсутствует в силу того, что это некоммерческие организации. Уставный капитал НКО также может не формироваться, то есть быть равным нулю.

Если рассматривать коммерческие УО, то у них возможна чистая прибыль от деятельности по содержанию и текущему ремонту общего имущества и управлению МКД. Однако практически все УО в России задолжали РСО. Следовательно, ни о какой чистой прибыли и речи быть не может. А уставный капитал чаще всего не превышает 10 тыс. руб.

Пример

Мировой судья в Дзержинском районе Оренбурга признал незаконным сбор УО «Урал» «целевых взносов» с собственников помещений на покрытие долга перед «Оренбург Водоканалом». УО задолжала за сверхнормативное потребление холодного водоснабжения.

Прокурорская проверка отметила, что директор УО в нарушение требований Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг вместо погашения долга за счет собственных средств дал распоряжение подчиненным о начислении данной задолженности в графе «целевые взносы» собственникам помещений.

С собственников помещений МКД, находящихся в ведении УО, незаконно собрали 2 млн руб. Их перечислили водоканалу. Постановлением прокурора Дзержинского района Оренбурга в отношении директора УО возбуждено административное дело о нарушении установленного порядка регулирования цен, и его оштрафовали на 50 тыс. руб. По представлению прокурора района производится перерасчет платежей, незаконно начисленных гражданам как «целевые взносы».

Все эти проблемы и «несправедливости» законодательства в отношении УО не принято афишировать. Наоборот, широко пропагандируется создание различного рода организаций, задача которых — уличение исполнителей КУ в нарушениях и преступлениях. Создаются телефонные и интернетные горячие линии, принимающие жалобы на исполнителей КУ.

Пропаганда идеи недобросовестности исполнителей КУ не может оставить равнодушными большинство потребителей, которые с некоторым даже удовольствием принимают «концепцию вражды между исполнителями и потребителями», объявляя себя лицами, угнетенными незаконными действиями УО и ТСЖ. Особенно должники за КУ.

Потребители, полагающие, что предоставленная им услуга не соответствует установленным параметрам качества, и желающие получить определенную «сатисфакцию», считают, что борьба с исполнителями КУ — дело правое и «борцы за правду» добиваются справедливого наказания виновника, а не просто хотят получить личную выгоду в виде перерасчета или штрафа. Но будет ли соответствовать результат затраченным усилиям?

Начинают действовать новые нормативы на ОДН

Право потребителя на перерасчет стоимости КУ ненадлежащего качества и (или) поставляемых перерывами, превышающими установленную продолжительность, давно закреплено действующим законодательством РФ. Однако размер перерасчета зачастую весьма незначителен.

  1. Если в квартирах установлены индивидуальные приборы, то оплата за пользование ресурсами идёт по их показателям. Оплата же за содержание общего имущества «раскидывается» по всем квартирам пропорционально их доле. Стоимость их при этом определяется с учётом п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг. А этот пункт, в свою очередь, ссылается на формулы, в которых для определения цены используются утверждённые по региону нормативы потребления.
  2. Если индивидуальные приборы учёта также отсутствуют, то стоимость коммунальных ресурсов за жилые помещения определяется нормативным методом, а за общее имущество пропорционально доле каждой квартиры.

Итоги

Нормы потребления были специально введены Правительством РФ на основании Постановления 354. В этом документе указано, что итоговая сумма к уплате за оказанные коммунальные услуги начисляется гражданину на основании данных из прибора учёта (счётчика).Если же у проживающего в многоэтажном доме подобного прибора нет, его не обяжут покупать и устанавливать счётчик.

Стоимость определённой коммунальной услуги будет рассчитываться, исходя из действующей в регионе нормы потребления. Узнать её можно, посетив сайт управляющей компании. Норматив может меняться в зависимости от особенностей многоэтажки: в первую очередь от этажности и года возведения, затем от используемого материала для стен и крыши, наличия и размера ванн, а также от того, есть ли централизованное водоснабжения и канализации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Прочтите также:Как рассчитать оплату за отопление в 2018 году

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector