Семейный адвокат
Назад

Пересечение сплошной при завершении маневра обгона

Опубликовано: 04.11.2019
0
1

Несогласованность ПДД и Коап

По ПДД обгон состоит из нескольких действий. Это выезд на встречную полосу, опережение одного или нескольких транспортных средств и возвращение на ранее занимаемую полосу.

По части 4 статьи 12.15 Коап ответственность наступает только в случае выезда на встречную полосу в нарушение ПДД.

Можно предположить, что законодатель под выездом подразумевал в том числе движение по встречной полосе в нарушение ПДД, но это не так. Например, в части 3 статьи 12.16 Коап явным образом указано движение, а не выезд, тогда как в части 4 статьи 12.15 Коап движение не указано.

То есть, в теории, за движение по встречной полосе в нарушение ПДД не наступает ответственность по части 4 статьи 12.15 Коап.

Разъяснение ПДД

ПДД четко формулирует определение всех маневров, в том числе обгона. В нескольких пунктах подробно расписаны:

  • что такое обгон;
  • в каких условиях разрешен и запрещен;
  • какими знаками и разметкой регулируется;
  • на что должен обратить внимание водитель при совершении обгона.

Сплошная линия разметки

Ситуация, при которой обгон может закончится пересечением сплошной полосы встречается весьма часто. Для того чтобы разобраться было нарушение или нет, и какие предусмотрены штрафы и наказания, следует обратиться к КоАП РФ.

Горячая линия с автоюристом.

Рассмотрим несколько ситуаций, при которых водитель завершил обгон с пересечением сплошной линии, какие статьи КоАП при этом задействованы и какое последует наказание:

    Пересечение сплошной при завершении маневра обгона

  1. Согласно части 3 ст. 12.15: административный штраф размером от 1000 до 1500 рублей положен за выезд на встречную полосу, нарушая ПДД, для объезда препятствий. Данная ситуация может произойти, если водитель начинает обгон по правилам, но не может завершить его, соблюдая ПДД, из-за препятствий.
  2. Часть 4 статьи 12.15. Какой штраф действует в том случае, если водитель начал совершать обгон автомобиля, двигающегося медленнее, через прерывистую и закончил маневр пересечением сплошной полосы? Данное нарушение предусматривает штраф размером 5000 рублей или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев за выезд на встречную полосу.
  3. Повторное нарушение ч.4 ст.12.15 и наказание, которое за ним последует, описывает ч.5 этой же статьи и предусматривает: лишение права управления автомобилем на один год, а при фиксации данного нарушения средствами фото и видео съемки положен штраф в размере 5000 рублей.

Часто водители входят в заблуждение, чем им руководствоваться.

Обгон запрещен

Каждый водитель должен хорошо знать знаки, разметку и условия, когда обгон запрещен:

  • знаками 3.20, 3.22 до тех пор, пока их действие не снимется должны образом (знаками, окончанием населенного пункта, перекрестком);
  • разметкой 1.1 (сплошная) до тех пор, пока разметка не изменится;
  • условиями:
  1. на расстоянии, ближе, чем 100 м до железнодорожного переезда;
  2. на мостах, эстакадах, путепроводах (соответственно, под ними тоже), в тоннелях, если не запрещено разметкой;
  3. на пешеходных переходах;
  4. на перекрестах с работающим светофором или регулировщиком, а также на нерегулируемом перекрестке, если машина движется по второстепенной;
  5. при ограниченной видимости (подъем, поворот).
Предлагаем ознакомиться:  Взыскание алиментов на основании судебного приказа

Также обгон запрещен, если впереди идущий автомобиль начал свой обгон, необходимо дождаться завершение его маневра.

Исключения

Сплошная линия разметки 1.1 обгон не запрещает и движение по встречной полосе при наличии разметки 1.1 также не запрещено Правилами. Запрещено такую разметку лишь пересекать.

Сплошная линия разметки 1.1 в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004 наносится, в том числе, в тех местах, где Правилами запрещён обгон. Такие места перечислены в пункт 11.4 ПДД.

Пересечение сплошной при завершении маневра обгона

Таким образом, завершение обгона по встречной полосе в зоне действия сплошной линии разметки 1.1 является нарушением ПДД. Завершение обгона происходит там, где обгон запрещён.

Интересно, что ответственность наступает только в случае выезда в нарушение ПДД. Логично было бы установить ответственность за обгон в тех местах, где он запрещён.

Организация дорожного движения

Двигаться слева от сплошной линии разметки, если она разделяет транспортные потоки противоположных направлений, нельзя.

ПДД РФ не противоречат этой Конвенции, но при этом такое движение не запрещают.

Рассмотрим организацию дорожного движения на проезжей части данного участка:

  1. Дорожная разметка 1.5
  2. Дорожная разметка 1.6
  3. Дорожная разметка 1.1

Таким образом прямого запрета совершать обгон на данном участке нет, есть только запрет пересечения сплошной линии разметки, а пересечение не обязательно связанно с обгоном (это может быть объезд препятствия, поворот, разворот, то есть маневры никак не связанные с обгоном). И функция сплошной линии в данном случае никак не запрет обгона, а разделение транспортных потоков противоположных направлений.

Завершение обгона на сплошной линии

Изменения в ПДД от 12 июля 2017 года сняли все размышления и фантазии на тему, можно ли считать выездом на встречную, если шло завершение обгона через сплошную, либо был только наезд одним колесом на разметку.

Завершение обгона

Таким образом, для ГИБДД и суда с 2017 года нет особого значения, почему водителю пришлось пересекать сплошную: выехал ли он нарочно на встречку, либо заканчивал обгон, который начал в разрешенном месте, согласно ПДД – это нарушение.

Инспектор может наказать водителя за неудачный обгон несколькими способами:

  1. Вынести устное предупреждение, пожурить, пояснить серьезность ситуации, прочесть лекцию о безопасности дорожного движения и важности ПДД.
  2. Выписать штраф до 5000 р.
  3. Предложить судье изъять ВУ на 4–6 месяцев.

При повторном подобном случае водителю грозит лишение прав на год или штраф в 5000 р., если завершение маневра через сплошную было зафиксировано фотокамерами.

Начиная обгон на прерывистой линии, необходимо правильно оценивать дорожную ситуацию и возможности автомобиля. При наличии вероятности окончания маневра после завершения разрешающей разметки, от обгона нужно отказаться.

Избежать штрафа или лишения удостоверения удастся, если водитель закончил обгон на сплошной линии, но разметка нанесена без предупреждающих знаков об окончании возможности совершения обгона. Сюда же относятся ошибки работников при нанесении линий разметки и установки соответствующих знаков. Привлечения к ответственности за подобное нарушение не будет в случае:

  1. Разметка нанесена не по ГОСТу.
  2. Видеофиксатор не успел снять нарушение. Часто оно длится доли секунды.
  3. Остановку автомобиля осуществил инспектор, но доказать нарушение не может.
  4. На дороге появилось препятствие не по вине водителя.
Предлагаем ознакомиться:  Штраф за пересечение сплошной линии в 2019 году

При несогласии с мнением сотрудника ГИБДД водитель вправе не подписывать документов о нарушении. Дополнительно нужно сфотографировать ситуацию на дороге. На фотографии обязательно должны быть:

  • дорога;
  • транспорт;
  • разметка;
  • знаки.

Кроме разметки запрещать обгон могут дорожные знаки. Если в зоне обгона, разрешенного разметкой установлен знак 3.20, то доказать свою невиновность не удастся. Исключением из правил является возможность обогнать следующий транспорт, идущий впереди:

  • тихоходные машины;
  • гужевые повозки;
  • мотоциклы без бокового прицепа;
  • велосипеды.

Обгон разрешен, если:

  • нет запрещающих знаков, например, 3.20 и дорожной разметки, представленной одной или двумя сплошными;
  • есть сплошная линия или запрещающий знак, но единственная полоса движения преграждена, поэтому продолжить путь можно, только выехав на встречную полосу;
  • есть запрещающий маневр знак 3.20, но впереди движется тихоходное транспортное средство, которое в данном случае является исключением и обгонять его разрешено.

Во втором пункте указан единственный момент, когда водитель, который пересек сплошную при обгоне, не будет наказан. Но, здесь, скорее, речь даже идет про объезд препятствия, представляющего помеху движению.

Начало обгона

Перед тем как начать обгон, то есть совершить выезд на встречную полосу, водитель обязан убедиться в том, что успеет завершить обгон. Ведь, если водитель не успеет, то завершит обгон там, где запрещено пунктом 11.4 Правил и, тем самым, создаст опасность для движения.

То есть, по смыслу, если водитель завершает обгон там, где запрещено Правилами, то и выезд был в нарушение требований пункта 11.1 ПДД.

Как оспорить мнение ГИБДД

Опытный инспектор не хуже психолога может понять, что за человек перед ним, насколько осознанно он нарушил ПДД. И от того, как себя будет вести водитель, отчасти зависит, какое наказание будет предложено провинившемуся.

Пять шагов, которые нужно сделать, когда инспектор ГИБДД остановит за пересечение сплошной при завершении обгона:

  1. Спокойно и вежливо выслушать инспектора, при необходимости пройти проверку алкотестером, просмотреть фото или видеоматериалы по нарушению и предложить составить протокол.
  2. Объяснить непреднамеренность своих действий, обосновать причину нахождения на встречке, обратить внимание на сопутствующие условия и факторы.
  3. Самостоятельно сфотографировать место произошедшего, остановить свидетелей, взять их координаты и краткие показания.
  4. В протоколе написать «несогласен», сделать приписку о свидетелях или записи видеорегистратора, если есть.
  5. Настаивать, что обгон не был закончен до сплошной по объективным причинам, а не вследствие безалаберности и невнимательности, рассказать, что эти причины непременно будут озвучены в суде.

Если все делать правильно, не обвинять бездоказательно инспекторов ГИБДД во всех грехах, не препятствовать составлению протокола, то, скорее всего, инспектор выпишет штраф или сделает устное предупреждение.

Пересечение сплошной при завершении маневра обгона

Несмотря на то, что в 2017 году Верховный суд внес поправку в проект постановления, касающегося момента завершения обгона через сплошную линию разметки, по сути подтвердил, что это нарушение, у простых автолюбителей осталась надежда выиграть такое дело.

Предлагаем ознакомиться:  Пересечение сплошной линии разметки в попутном направлении

Суть в том, что даже при создании прецедента, рассмотрение дела в суде не гарантирует благополучный или неблагополучный исход для нарушителя поневоле. Судьи, естественно, приняли во внимание разъяснения ВС РФ, учитывают это мнение, но настаивают, что каждый случай индивидуален и не может быть выработано общего подхода, хотя используются одинаковые принципы.

Итак, попытаться оспорить мнение ГИБДД можно дважды:

  • при первом разговоре с инспектором – самый простой и удобный вариант, велика вероятность, что водителю будет вынесено предупреждение и прозвучит пожелание быть внимательнее и впредь не допускать такого нарушения;
  • в суде – по время процесса надо убедить судью в непреднамеренности совершения выезда на встречку, в своем раскаянии.

Однако, нередко водителю становится принципиально важно доказать свою невиновность, он несогласен на штраф, потому что уверен, что все делал правильно и рамках закона.

В этом случае оспорить мнение ГИБДД можно следующими способами:

  1. предоставить показания свидетелей или запись видеорегистратора, что завершить обгон до наступления сплошной невозможно было по объективным причинам, например, препятствием со стороны обгоняемого;
  2. доказать, что разметка или расстановка знаков сделаны с нарушением ГОСТа, либо нечетко видны из-за кустов, снега, плохого качества покрытия;
  3. доказать фото или видеоматериалами, что обгон был завершен на прерывистой разметке.

Есть моменты, косвенно относящиеся к рассматриваемому делу, которые, тем не менее, существенно влияют на вердикт судьи:

  • положительные характеристики с места работы и места жительства нарушителя;
  • отсутствие непогашенных штрафов и безупречная репутация водителя вообще;
  • чистосердечное раскаяние, признание ошибки в своих действиях хоть отчасти;
  • совершение подобного нарушения впервые.

Юристы советуют бороться за свое ВУ с самого начала, не опускать руки. Если не получилось на месте решить вопрос, то не пренебрегать самостоятельным сбором доказательств, хорошо подготовиться, заручиться поддержкой профессионалов и смело идти в суд оспаривать мнение ГИБДД.

Исключение #2

Первым исключением можно считать такую ситуацию, когда водитель верно оценил ситуацию, но при выполнении обгона произошли события, которые водитель не мог предвидеть. Например, обгоняемое транспортное средство, в нарушение Правил, препятствовало обгону путём повышения скорости.

Правила обгона по ПДД

Вторым исключением можно считать обгон на нерегулируемом перекрёстке при движении по главной дороге.

При интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. перед такими перекрёстками наносится сплошная линия разметки 1.1 за 20-40 метров до края пересекающей проезжей части, но обгон, при движении по главной дороге, при этом не запрещён Правилами.

Особенный случай

Интересно, что разметка 1.11 по сути дублирует разметку 1.1 в случае, если сплошная линия нанесена со стороны попутной полосы движения.

То есть, например, со стороны попутной для водителя полосы сплошная линия и выезд запрещён, но со стороны встречной полосы прерывистая линия разметки и её пересекать не запрещено. Здесь логику законодателя не понять.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector