Семейный адвокат
Назад

План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС)

Опубликовано: 01.11.2019
0
1

1. Область применения

Этот нормативный акт распространяется на потенциально опасные
предприятия (далее — предприятия), потенциально опасные объекты
(далее — объекты), на которых возможны аварии с залповыми
выбросами взрывоопасных и токсичных продуктов, взрывами и
возгораниями (пожарами) в аппаратуре, производственных помещениях
и наружных сооружениях, которые могут привести к разрушению домов,
сооружений, технологического оборудования, поражения людей,
негативного влияния на окружающую среду.

Нормативный акт устанавливает порядок разработки планов
локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (далее —
ПЛАС), требования к их составу, содержанию и форме, процедуру
утверждения и пересмотра ПЛАС.
Требования этого нормативного акта обязательные для всех
министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридических и
физических лиц независимо от их отраслевой и/или ведомственной
принадлежности и формы собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Требования данного нормативного акта не распространяются на:
ядерные установки и предприятия по переработке радиоактивных
веществ, за исключением тех объектов на этих предприятиях, где
есть обращение нерадиоактивных веществ;
военные объекты;
предприятия горнодобывающей промышленности (шахты);
на все виды транспорта, кроме трубопроводного.

2. Нормативные ссылки

1) ГСТУ 3273-95. Безопасность промышленных предприятий. Общие
положения и требования.
2) ГСТУ 2156-93. Безопасность промышленных предприятий.
Термины и определения.
3) ГСТУ 2960-94. Организация промышленного производства.
Основные понятия. Термины и определения.
4) ГОСТ 12.1.007-76. ССБТ.

План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС)

Вредные вещества. Классификация и
общие требования безопасности.
5) НАОП 1.3.00-1.01-88. Общие правила взрывоопасности для
взрывопожароопасных химических, нефтехимических и
нафтоперерабатывающих производств.
6) РД 52.04.253-90. Методика прогнозирования масштабов
заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях
(разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте.

3. Термины и определения

Аварийная ситуация — состояние потенциально опасного объекта,
которое характеризуется нарушением пределов и/или условий
безопасной эксплуатации, но не перешло в аварию, при котором все
неблагоприятные влияния источников опасности на персонал,
население и окружающую среду удерживаются в приемлемых пределах
при помощи соответствующих технических средств, предусмотренных
проектом.

Авария — внезапное происшествие, такое как мощный выброс
опасных веществ, пожар или взрыв, вследствие нарушения
эксплуатации предприятия (объекта), приводящее к немедленной и/или
последующей угрозе для жизни и здоровья людей, окружающей среды,
материальных ценностей на территории предприятия и/или за его
пределами.

Блок технологический — аппарат (оборудование) или группа (с
минимальным количеством) аппаратов (оборудование), которые в
заданное время можно отключить (изолировать) от технологической
системы без опасных изменений режима, которые могут привести к
развитию аварии в сопредельной аппаратуре.

Отделение — структурное подразделение предприятия или цеха,
которое содержит несколько производственных участков, занимает
отделенную территорию и осуществляет часть производственного
процесса по перерабатыванию предмета труда.
Участок производственный — структурное подразделение
предприятия или цеха, которое объединяет группу рабочих мест,
организованных по предметному, технологическому или
предметно-технологическому принципу специализации.

Критические значения параметров — предельные значения одного
или нескольких взаимосвязанных параметров (относительно состава
материальной среды, давления, температуры, скорости движения,
времени пребывания в зоне с заданным режимом, соотношения
компонентов, которые смешиваются, разъединения смеси и т.д.

), при
которых возможно возникновение взрыва в технологической системе
или разгерметизация технологической аппаратуры и выбросы горючего
или токсичного вещества в атмосферу.
Ликвидация последствий аварии — режим функционирования, во
время которого предприятие (объект) после аварии переводится в
режим нормальной эксплуатации или превращается в экологически
безопасную природно-технологическую систему.

Опасные режимы работы оборудования — режимы, которые
характеризуются такими отклонениями технологических параметров от
регламентных значений, при которых может возникнуть аварийная
ситуация и/или произойти разрушение оборудования, домов,
сооружений.
Объект потенциально опасный — любой источник потенциального
ущерба жизненно важным интересам человека.

Предприятие потенциально опасное — промышленное предприятие,
которое использует в своей деятельности или имеет на своей
территории потенциально опасные объекты.
Предприятие (промышленное) — уставный субъект, который имеет
право юридического лица и осуществляет производство и реализацию
продукции определенных видов с целью получения соответствующей
прибыли.

производство, цех, отделение, производственный участок.
Составной частью производства могут быть цеха, отделения,
производственные участки. Составной частью цеха могут быть
отделения и производственные участки. Составной частью отделения
являются производственные участки.
Процесс технологический — совокупность физико-химических
превращений веществ и изменений значений параметров материальной
среды, которые проводятся с определенной целью в аппарате (системе
взаимосвязанных аппаратов, агрегате, машине и т.д.).

Специализированные подразделения — горно-газоспасательные и
пожарные части, медицинская служба, подразделения формирований
органов Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам
защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.
Поражающие факторы аварии — факторы, которые возникают во
время аварии, способны в случае достижения определенных значений
нанести ущерб здоровью людей, окружающей среде, материальным
ценностям (избыточное давление на фронте ударной (взрывной) волны,
тепловая нагрузка от пламени, концентрация опасных веществ в
атмосфере, воде, почве и тому подобное).

Предлагаем ознакомиться:  Ограничение на выезд за границу ребенка

Notio.

Установка — совокупность оборудования (аппаратов), которая
выполняет определенную функцию в технологическом процессе.
Цех — организационно и/или технологически отделенное
структурное подразделение, что прямо или косвенно участвует в
переработке предмета труда на готовую продукцию и состоит с
совокупности производственных участков.

Общие сведения

План ликвидации ЧС выступает в качестве одного из основных документов объекта, считающегося потенциально опасным. Наряду со схемами энергосбережения, поэтажными и ситуационными чертежами ПЛАС должен входить в состав документации по безопасности.

4.1. Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций
и аварий является планирование действий (взаимодействия) персонала
предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
относительно локализации и ликвидации аварий и смягчения их
последствий.
4.2.

Перечень производств (цехов, отделений, производственных
участков) и отдельных объектов, для которых разрабатывается ПЛАС,
определяется и утверждается владельцем (руководителем) предприятия
по согласованию с территориальными управлениями
Госнадзорохрантруд, Госпожнадзора и с территориальными органами
Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты
населения от последствий Чернобыльской катастрофы (далее — МЧС).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

4.3. Аварии в зависимости от их масштаба могут быть трех
уровней: А, Б и В.
4.3.1. На уровне «А» авария характеризуется развитием аварии
в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного
участка), которое является структурным подразделением предприятия.
4.3.2. На уровне «Б» авария характеризуется переходом за
пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах
предприятия.
4.3.3.

4.4. ПЛАС должен охватывать все уровни развития аварии,
которые установлены в процессе анализа опасностей.
Разрешается не включать в оперативную часть ПЛАС действия
персонала во время аварийных ситуаций, которые регламентируются
проектно-технологической документацией (технологический регламент,
инструкция по эксплуатации, другой).

4.5. ПЛАС должен быть согласован с территориальными
управлениями Госнадзорохрантруд и Госпожнадзора, с
территориальными органами МЧС, территориальными учреждениями
государственной санэпидслужбы и, при потребности, с органами
местного самоуправления.
Отказ в согласовании должен быть мотивированным и
предоставляться в письменном виде.
4.5.1.

4.6. Обязанности относительно разработки и внедрения ПЛАС и
ответственность за его качество возлагаются на владельца
(руководителя) предприятия (объекта).
Разработка ПЛАС может выполняться владельцем самостоятельно
или с привлечением специализированных организаций при условии, что
они имеют разрешение на выполнение такой работы, полученное в
установленном порядке.
4.7.

Территориальные управления Госнадзорохрантруда и
территориальные органы МЧС контролируют разработку и внедрение
ПЛАС на предприятии (объекте).
4.8. ПЛАС основывается:
на прогнозировании сценариев возникновения аварий;
на постадийном анализе сценариев развития аварий и масштабов
их последствий;

на оценке достаточности существующих мер, которые
препятствуют возникновению и развитию аварии, а также технических
средств локализации аварий;
на анализе действий производственного персонала и специальных
подразделений относительно локализации аварийных ситуаций (аварий)
на соответствующих стадиях их развития.
4.9.

При разработке ПЛАС следует учитывать реальные
возможности и ресурсы предприятия, накопленные персоналом
предприятия и спецподразделений опыт действий во время аварийных
ситуаций и аварий, для обеспечения воображения относительно нужных
дополнительных навыков и ресурсов.
4.10.

Должностные лица, на которых этим Положением и другими
действующими нормативно-правовыми актами возлагаются обязанности
относительно разработки и внедрения ПЛАС, несут ответственность
согласно действующему законодательству Украины.
4.11. ПЛАС должен содержать:
титульный лист (приложение 1);

аналитическую часть, в которой содержится анализ опасностей,
возможных аварий и их последствий;
оперативную часть, которая регламентирует порядок
взаимодействия и действий персонала, спецподразделений и населения
(при потребности) в условиях аварии. Содержание оперативной части
меняется в зависимости от уровня аварии, на который она
распространяется;
приложения, которые состоят с документов, отмеченных в
п.4.12.3.

4.12. Для обеспечения эффективной борьбы с аварией на всех
уровнях ее развития приказом создается штаб, функциями которого
является:
сбор и регистрация информации о ходе развития аварии и
употребленных мерах относительно борьбы с нею;
текущая оценка информации и принятие решений относительно
оперативных действий в зоне аварии и вне ее пределов;

Предлагаем ознакомиться:  На каком этапе строительства можно оформить дом и землю в собственность

координация действий персонала предприятия и всех
привлеченных подразделений и служб, которые участвуют в ликвидации
аварии.
Общее руководство работой штаба осуществляет ответственный
руководитель работ относительно локализации и ликвидации аварий
(далее — ВК).
4.12.1. В ПЛАС должно быть определенное место расположения
штаба, в т.ч. резервное.
4.12.2.

В ПЛАС должны быть определенные должностные лица,
которые выполняют функции ВК.
4.12.3. К ПЛАС должны быть приложены копии приказа по
предприятию (объекта) о назначениях должностного лица (лиц),
которые выполняют функции ВК при авариях на уровнях «А» и «Б», и
решение органов местного самоуправления о назначениях должностного
лица (лиц), которые выполняют функции ВК при авариях на уровне
«В».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

4.13. ПЛАС должен быть пронумерован, сшит, утвержден и
согласован соответствующими организациями, а также скреплен
печатями предприятий и организаций, которые согласовали его.
ПЛАС в полном объеме должен находиться у руководителя и
диспетчера предприятия (объекта), в территориальном управлении
Госнадзорохрантруд, а также в территориальном органе МЧС.

Выписки с ПЛАС в объеме, который является достаточным для
качественного выполнения соответствующих действий, должны
находиться у руководителей (начальников) производств (цехов,
отделений, производственных участков), на пункте связи районной
(обьектной) пожарной части, начальника (инструктора)
военизированной газоспасательной службы, а также на рабочих
местах.
4.14.

Сроки приведения в соответствие с этим Положением тех
производств, которые проектируются, реконструируются, начатые
строительством и действуют, определяются владельцем
(руководителем) предприятия по согласованию с территориальным
управлением Госнадзорохрантруд и территориальным органом МЧС.
4.15. ПЛАС положено пересматривать через каждые 5 лет.

4.16. Внеочередной пересмотр ПЛАС осуществляется по
распоряжению (предписанию) органов Госнадзорохрантруд, а также при
изменениях в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом
обеспечении технологических процессов, изменениях в организации
производства, при наличии данных об авариях на аналогичных
предприятиях (объектах).

В таких случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств,
ПЛАС пересматривается полностью или в него вносятся изменения и
дополнения. В последнем случае согласованию и утверждению подлежат
только эти изменения и дополнения.
Сроки внеочередного пересмотра согласовываются с
территориальным управлением Госнадзорохрантруд.
4.16.1.

ПЛАС должен пересматриваться и корректироваться с
учетом изменений жилищного строительства и развития в данном
районе, совершенствования действий во время аварий и опыта,
накопленного во время тренировок и проверок.
4.16.2. После аварии следует пересматривать, а при
потребности вносить изменения в ПЛАС на основании полученного
опыта.

План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС)

4.17. С целью последующей оценки и корректировки ПЛАС,
накопления и изучения опыта, следует проводить анализ действий и
решений, которые были приняты во время аварии.

Идентификация объекта повышенной опасности

ФЗ №116, ст. 10, предписывает следующее:

  1. Разрабатывать и реализовывать мероприятия, в соответствии с которыми осуществляются локализация и ликвидация аварийных ситуаций и их последствий на производственном объекте, считающемся опасным.
  2. Заключать договоры на обслуживание со спасательными службами или специальными формированиями, обеспечивающими безопасность объектов. В случаях, предусмотренных в законодательстве РФ, создавать собственные подразделения, в том числе нештатные, отвечающие за аварийно-спасательные работы.
  3. Обладать резервами материальных и финансовых средств для устранения последствий ЧП в соответствии с требованиями.
  4. Разрабатывать инструкции, предписывающие действия работников в аварийных ситуациях, проводить обучение, стажировку. По результатам инструктажа проводится проверка знаний.
  5. Создавать системы оповещения, наблюдения, связи и поддержки выполнения требования инструкций по безопасности при возникновении аварийной ситуации. локализация и ликвидация аварийных ситуаций

5.1. Анализ опасности предприятия (объекта) проводится на
основании подробного рассмотрения его состояния согласно
требованиям этого Положения, межотраслевой и отраслевой
нормативной документации, рекомендаций справочной и
научно-технической литературы, а также с учетом аварий и аварийных
ситуаций, которые происходили на нем и аналогичных предприятиях
(объектах).
5.2.

Предлагаем ознакомиться:  Должностная инструкция главного инженера

5.3. Выявление возможностей и условий возникновения аварий
должно выполняться на основании анализа особенностей работы как
отдельного оборудования (аппаратов, машин и тому подобное), так и
их группы (технологических блоков), а также с учетом опасных
свойств веществ и материалов, которые используются в производстве.
5.3.1.

Выявление возможных аварий следует проводить в такой
последовательности.
5.3.1.1. Определить наличие на предприятии опасных веществ,
опасных режимов работы оборудования и объектов.
К опасным веществам относятся:
взрывопожароопасные вещества;
вредные вещества.
Опасные режимы характеризуются такими технологическими
параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав
технологической среды и тому подобное.
5.3.1.2.

Обнаружить потенциальные виды опасности для каждой
единицы оборудования (аппарата, машины) и процесса, которая
проходит в нем.
К видам опасности, которые рассматриваются, относятся:
пожар;
взрыв (внутри оборудования, здания или окружающей среде);
разрыв или разрушение оборудования;
выброс вредных веществ;
соединение перечисленных видов опасности.

5.4. Для обнаруженных потенциально опасных объектов следует
прогнозировать сценарии возникновения и развития возможных аварий,
которые приводят к реализации потенциальных опасностей. Сценарий
должен начинаться с события (стадии), которое образовывает
непосредственную угрозу выхода технологического процесса из-под
контроля и возникновения аварии.

При этом следует учитывать параметры состояния веществ
(температура, давление, агрегатное состояние и тому подобное) и
состояние оборудования, которые соответствуют как нормальному
технологическому режиму, так и режимам, которые возможны при
наступлении и развитии аварии.
5.5.

На каждой стадии развития аварии требуется:
оценить количество опасных веществ, которое может принять
участие в аварии, которая прогнозируется;
установить поражающие факторы, присущие виду опасности,
который реализуется во время аварии;
оценить последствия влияния поражающих факторов аварии на
соседние объекты и людей с учетом свойств этих объектов и их
взаиморасположения:

аварийная ситуация

определяются масштабы зон разрушения,
поражения людей и заражения местности;
определить безопасные зоны и места возможных хранилищ, пути
эвакуации, которые не попадают под влияние поражающих факторов
аварии.
По результатам анализа возникновения и развития аварий и
оценки их последствий следует установить возможность перехода
аварии на уровни «Б» и «В».
5.6.

Для каждой стадии сценария развития аварии
предоставляется код. Типовая схема построения сценариев
возникновения и развития аварии, пошагового анализа условий
возникновения и развития аварии предоставляется в приложениях 2 и
3.
5.7. Оценка последствий аварии и ее отдельных стадий
выполняется при помощи методик, которые приводятся в
нормативно-технической документации и справочной литературе.
5.8.

Анализ опасности предоставляется в виде отчета или
объяснительной записки, который должен содержать:
использованную выходную информацию или ссылку на документы, в
которых она содержится;
описание использованных методов анализа и методик оценки или
соответствующие ссылки на них;
результаты расчетов и оценок.

Результаты анализа предоставляются:
для оборудования (аппаратов, машин и тому подобное) — в виде
карточки опасности, требования к которой приведены в приложении 4;
для технологического блока (стадии технологического процесса)
— в виде сжатой характеристики опасности блока, требования к
которой приведены в п.6.3.3.4;

План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) является неотъемлемой частью аварийной документации опасного объекта.

Порядок идентификации объектов повышенной опасности (ОПО) проводится в соответствии с постановлением КМУ от 11 июля 2002 года No956 (Порядок идентификации).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если в собственности или пользовании субъекта хозяйствования имеется хотя бы один потенциально опасный объект или намечается строительство такого объекта, необходимо провести идентификацию в рамках утвержденного постановления. Под процесс идентификации попадают также объекты, на которых используются, изготавливаются, перерабатываются, хранятся или транспортируются опасные вещества.

Существует норматив пороговой массы опасных веществ. Если суммарная масса опасного вещества на объекте превышает норматив, то он считается объектом повышенной опасности; ему присваивается соответствующая степень опасности, в зависимости от количества используемого, изготавливаемого или перерабатываемого опасного вещества.

Идентификация может проводиться начальством объекта хозяйствования самостоятельно, или с привлечением услуг специалистов.

Работы осуществляется в рамках Порядка идентификации. На предприятии определяется количество опасных веществ; его сравнивают с нормативным количеством вещества соответствующей категории.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

По степени опасности предприятия бывают следующих видов:

  1. Объект не является ОПО;
  2. Объекту присваивается опасность 1-го класса;
  3. Объекту присваивается опасность 2-го класса.
, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector