Семейный адвокат
Назад

Закон о продаже алкоголя в Российской Федерации

Опубликовано: 23.10.2019
0
0

Общие положения

Оборот алкогольной продукции в Российской Федерации регламентируется Федеральном законом № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”. Данное законодательство было принято государственной Думой 19 июля 1995 года и одобрено Советом Федерации 15 ноября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 22 ноября 1995 года.

Целью закона об алкогольной продукции является защита нравственных ценностей, здоровья и законных прав и интересов граждан государства, а также обеспечение экономической стабильности Российской Федерации. Поставленные цели достигаются путём регулирования объёмов и процессов производства и оборота алкогольных и спиртосодержащих продуктов, включая этиловый спирт, а также ограничения употребления данной продукции на территории страны.

Закон об обороте алкогольной продукции состоит из 28 статей и 4 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет область действия закона, его цели и методы, а также полномочия государственных органов власти на различных уровнях в сфере регулирования и ограничения оборота и потребления алкоголя и продукции, содержащей в своём составе спирт;
  • Глава 2 устанавливает требования к производству спиртосодержащих и алкогольных продуктов, правила маркировки, оформление документации на них и деклараций, а также особенности оборота и розничной торговли;
  • Глава 3 предусматривает порядок регистрации алкогольной продукции и правила получения лицензии на её изготовление;
  • Глава 4 описывает способы контроля за исполнением настоящего законодательства и меры ответственности за его нарушение.

Сфера деятельности законодательства определяется частью 3 статьи 1 и охватывает следующие области:

  • производство этилового спирта физическими лицами, который не предназначается для продажи;
  • оборот лекарств, содержащих спирт, которые должным образом зарегистрированы в соответствующий реестр медикаментов, кроме производства и использования фармацевтического этилового спирта в собственных нуждах;
  • продажа и изготовление аптеками лекарств, содержащих спирт;
  • оборот непищевой спиртосодержащей продукции в металлических аэрозольных упаковках объёмом менее 450 мл.;
  • импорт и экспорт алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенной для официальных дипломатических и консульских нужд;
  • импорт и экспорт алкоголя, предназначенного для показа на выставках в качестве образцов и для осуществления сертификации. Лимит оборота продукции в данных целях устанавливается в количестве пяти единиц потребительской тары для каждого наименования;
  • оборот медицинской спиртосодержащей продукции, которая зарегистрирована в соответствующем реестре должным образом и и производится сертифицированными организациями.

Парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии, средства личной гигиены и другие товары, содержащие спирт, но не попадающие под юрисдикцию настоящего закона, регулируются отдельными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Новые законопроекты

В текущем году существующий закон, определяющий правила реализации и оборота алкогольной продукции, претерпевает некоторые изменения – введен запрет на выпуск и продажу спиртосодержащей продукции, которая расфасована в ПЭТ-тару вместимостью более 1,5 литра.

Конкретно, с начала года нельзя продавать и покупать такой вид алкоголя в объемах опта, а с 1 июля вводится запрет и на розничную продажу продукции.

Закон о продаже алкоголя в Российской Федерации

Вводится градация «федерального» и «регионального» (на уровне субъекта федерации) уровней государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Из полномочий федеральных органов государственной власти в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции исключается утверждение перечня поселений, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнительно относится утверждение перечня населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в действующей редакции – это полномочие федеральных властей).

Расширяется понятие доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – «с использованием проводных и беспроводных линий связи различных типов, в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»» (в действующей редакции – «точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»).

Относит к компетенции органов местного самоуправления контроль над соблюдением законодательства в области розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции.

Закон о продаже алкоголя в Российской Федерации

Устанавливает, что перечень населенных пунктов без интернета определяется в каждом субъекте Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерациипо согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежит обновлению не реже одного раза в год

Вменяет в обязанность и органам государственной власти, и органам местного самоуправления осуществлять информирование расположенных на ее территории субъектов оборота алкогольной продукции о муниципальном правовом акте об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ, одновременно с официальным опубликованием этого муниципального правового акта.

Несколько новых законопроектов было внесено в Госдуму.

Один из них предлагает дать работодателю право увольнять сотрудников за появление на работе в пьяном виде — в том числе и в нерабочее время (будьте осторожны, если после пятничных возлияний вы почувствовали желание вернуться на работу). Также предлагается дать работодателю право направлять работника на медосвидетельствование — при наличии оснований полагать, что он пьян.

Освидетельствование надо будет пройти в течение двух часов. Также один из авторов проекта, член Совета Федерации от Астраханской области Александр Башкин, готовится внести проект, который обяжет проводить тотальный осмотр на предмет опьянения сотрудников техногенно опасных предприятий и организаций с опасными условиями труда.

Закон о продаже алкоголя в Российской Федерации

Группа законотворцев во главе с Ириной Яровой внесла в Госдуму проект, предлагающий запретить торговым сетям возвращать поставщику непроданные продовольственные товары (в том числе и пиво и другую алкогольную продукцию). Законодатели подчёркивают, что сейчас ограничения возврата вроде бы существуют, но не действуют, так как производители и торговые сети находятся в неравных условиях. А страдает в итоге потребитель, ведь все издержки отражаются либо на цене, либо на объёме, либо на качестве продукции.

Правительство также внесло законопроект, расширяющий возможности рекламы вина и предоставляющий равные права виноделам из всех стран ЕАЭС: предлагается, что можно будет рекламировать не только вино из российского винограда, но и вино, произведённое в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении из винограда, выращенного в этих странах.

И, наконец, правительство внесло законопроект «О производстве органической продукции» — в случае его принятия российские пивовары смогут с полным правом называть своё пиво органическим, если оно будет соответствовать условиям производства органической продукции. Предполагается, что органическая продукция будет производиться с ограниченным применением агрохимикатов и пестицидов, без использования веществ и методов, которые восстанавливают свойства, утерянные в процессе переработки и хранения продукции.

Комитет по охране здоровья Госдумы РФ подготовил отрицательный отзыв на внесенный архангельскими депутатами законопроект, предлагавший разрешить розничную продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих к частным медицинским организациям.

Какие были внесены изменения?

Статья 10.2, предусматривающая перечень документов для сопровождения алкогольной продукции, была дополнена в части 1 пунктом 6, которые обязывает предоставлять копию договора о поставке пива и пивных напитков в полимерной упаковке объёмом более 1,5 литров.

В статье 11 были изложены в новой формулировке следующие части:

  • второй абзац части 2.3, который позволяет осуществлять оборот алкогольной продукции, кроме розничной торговли, только организациям, которые обладают специально оборудованными складами, срок аренды или владения которыми составляет более одного года;
  • часть 6.1, которая запрещает оборот алкогольной продукции в полимерных упаковках объёмом от 1.5 литров, кроме пива и пивных напитков, предназначающихся для экспорта. На таре, которая готовится для вывоза, должна быть отметка “Только на экспорт”.

Пункт 10 статьи 16 был дополнен двумя новыми абзацами, которые обязуют бюджетные организации, продающие в розницу алкогольную продукцию, с содержанием спирта не более 16,5 процентов, в составе оказания услуг общественного питания, обладать специально оборудованными складскими помещениями, срок аренды или пользования которых по договору составляет более одного года.

Закон о продаже алкоголя в Российской Федерации

Статья 20 была дополнена рядом частей, предусматривающих следующие причины для аннулирования лицензии на производство и оборот алкогольной продукции:

  • наличие ложной информации в документах, поданных для получения лицензии;
  • предоставление этилового спирта организациям, которые не обладают соответствующей лицензией;
  • осуществление оборота алкоголя без соответствующей или с поддельной маркировкой;
  • игнорирование судебного решения о временном приостановлении действия лицензии;
  • изготовление алкоголя, который не соответствует государственным требованиям;
  • изготовление и реализация этилового спирта организациям и лицам, которые не имеют соответствующей лицензии, без требуемого договора;
  • нарушение лицензии по тем же условиям в течение одного года;
  • препятствие лицензирующему органу в проведении осмотра на соответствие требованиям лицензии;
  • использование оборудования, не соответствующего госстандартам и не отмеченного соответствующими пломбами;
  • изготовление и реализация алкогольных изделий с содержанием спирта выше предусмотренной нормы;
  • невыполнение в установленный срок требований лицензирующего органа, которые повлекли за собой временное приостановление сертификата.

Аннулирование лицензии производится в судебном порядке и при решении лицензирующего органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли право работодатель разделить отпуск без согласия работника: как можно его разделить и заявление на разделение отпуска по частям

В соответствии с положениями Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”, продажа алкогольных напитков может осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые обладают соответствующей лицензией. Особенности получения лицензии для реализации каждого вида спиртных продуктов описываются в статье 19 настоящего законодательства.

Кроме лицензии на оборот алкогольных продуктов необходимо обладать перечнем документов для сопровождения реализуемого товара. Список необходимых бумаг предусматривается статьёй 10.2 настоящего закона.

Алкогольные изделия, находящиеся в обороте, нужно подкреплять следующими документами:

  • товарно-транспортная накладная и прилагаемая к ней справка о составе и количестве товара;
  • таможенная декларация и прилагаемая к ней справка с описанием характеристик товара, предназначенного для внутреннего обращения или для экспорта;
  • уведомление об этиловом спирте, если он имеется;
  • документы, подтверждающие уплату аванса в налоговом органе, заверенные подписью руководителя организации;
  • копия договора о купле-продаже.

Алкоголь, который перевозится без перечисленной документации, конфискуется исполнительными органами.

Согласно положениям статьи 16 закона о продаже крепкого алкоголя, запрещены следующие способы реализации спиртосодержащих продуктов:

  • без наличия сертификата и сопроводительных документов;
  • удалёнными способами, посредством интернета;
  • в упаковках из полимерного материала размером более 1.5 литра;

Закон о продаже алкоголя в Российской Федерации

Также запрещено продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним лицам. Если продавец сомневается, что покупатель достиг совершеннолетия, он вправе потребовать у него любой документ, удостоверяющий дату рождения гражданина.

Продажа алкогольных напитков в розницу допускается в промежуток с 8 до 23 часов по местному времени. Однако из ограничений существуют исключения, в которое попадают слабоалкогольные напитки, которые изготавливают и реализуют фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели и организации, которые продают данную продукцию на бортах воздушных и водных судов, в соответствии с установленными правилами ЕАЭС и таможенного договора. Перечень допустимых к продаже продуктов составляют:

  • пиво и пивные напитки;
  • сидр;
  • пуаре;
  • медовуха.

Власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные ограничивающие условия продажи алкоголя или другие промежутки времени, кроме сферы общественного питания.

Кроме определённого времени и наличия разрешения и сопроводительных документов для розничной торговли, большое значение имеет место, где происходит реализация алкогольных напитков. Статья 16 ФЗ-171 устанавливает следующий перечень мест, где сбыт алкогольной продукции в розницу запрещён:

  • в зданиях и на территории образовательных и обучающих организаций и учреждений, а также на прилегающих территориях;
  • в медицинских учреждениях и близлежащих к ним участках;
  • на спортивных площадках и строениях, а также окружающей их территории;
  • на рынках оптовой и розничной торговли, кроме сбыта продукции сельскохозяйственными производителями;
  • во всех видах общественного транспорта, остановках и заправках;
  • в здании аэропортов и вокзалов, включая окружающие их участки;
  • в местах размещения вооружённых сил;
  • возле источников повышенной опасности;
  • в передвижных торговых объектах;
  • в местах скопления больших масс людей во время публичных мероприятий.

Для бюджетных организаций, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розницу, требуется владеть специально оборудованным складским помещением, которые по договору аренды или пользования будут принадлежать им более года с момента получения разрешения на реализацию алкоголя.

Оптовая продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции подразумевает под собой выполнение ряда действий:

  • приобретение товара или его изготовление;
  • хранение алкоголя в специальном складском помещении;
  • доставка оптовых партий товара в точки розничной торговли.

Закон о продаже алкоголя в Российской Федерации

Для реализации алкоголя оптом необходимо приобрести соответствующую лицензию. Виды лицензий, которые выдаются для соответствующей деятельности, определяются статьёй 18 настоящего законодательства. Лицензии выдаются федеральным исполнительным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере регулирования алкогольного рынка, сроком на пять лет.

Алкогольная продукция, отправляемая оптовыми партиями на места розничной торговли, должна быть проверена на соответствие установленным товарным нормам. На упаковке каждой тары должна быть указана следующая информация:

  • состав продукта и процент содержания спирта в готовом напитке;
  • пищевая ценность;
  • наличие противопоказаний к применению;
  • место и дата изготовления;
  • название организации производителя;
  • срок годности.

Если на упаковке нет перечисленной информации, покупатель вправе обратиться в службу защиты прав потребителя, потому что такая продукция вызывает подозрения и могла быть произведена с нарушением технологий.

Использование системы ЕГАИС

Осуществление реализации алкоголя с использованием кассового аппарата

По новым правилам продавать алкогольные напитки с этого года в России можно только, используя систему ЕГАИС.

Система ЕГАИС создана и внедрена с целью регулирования продажи и выпуска алкогольных товаров, чистого спирта этилового, спиртосодержащей продукции.

Осуществление контроля за оборачиваемостью продукции начинается еще с этапа ее выхода с производства – заказа поставки у ее производителя.

На компьютеры выпускающих заводов, оптовых фирм и кассовые аппараты точек, осуществляющих продажу, устанавливаются программы, поддерживающие ЕГАИС.

Одним из важных аспектов возможности установления данной системы является наличие присоединения к интернету. В случае перебоев в работе интернета программа сохраняет все данные о получении и реализации товара, и после восстановления работы сети сохраненные данные автоматически передадутся на общий сервер.

Замечание специалиста:

 находящиеся в

розничной

продаже алкогольные напитки обязательно должны иметь марку с нанесенным на нее штрих-кодом. Каждый штрих-код несет в себе информацию о производителе, лицензии на изготовление и прочую необходимую информацию.

При получении товара розничной точкой производится занесение данных о количестве и наименовании в специализированную программу, только после этого этапа алкоголь может выставляться на продажу.

При осуществлении продажи алкоголя чек, выданный покупателю, содержит в себе полную информацию о товаре, а данные о произведении операции с товаром фиксируются системой ЕГАИС.

ЕГАИС – это государственная система по контролю за производством и оборотом алкоголя. Нужна ли ЕГАИС для продажи пива? Да, конечно, но в ограниченном формате. Организации и ИП, закупающие пиво для дальнейшей розничной продажи, года обязаны подключаться к системе только для подтверждения закупок оптовых партий у легальных производителей и поставщиков.

Чтобы подключиться к ЕГАИС, надо получить специальную электронную подпись и зарегистрироваться на официальном сайте Росалкогольрегулирования. О том, как это сделать, мы в подробностях рассказали здесь. После регистрации в системе покупатель получает свой идентификационный номер (ID), а поставщик оформляет на него расходные накладные, отражая их в ЕГАИС.

Подтверждения факта продажи каждой бутылки пива, как это происходит с крепким алкоголем и вином, не требуется, поэтому торговля пивом через ЕГАИС оформляется проще, чем других спиртных напитков. Здесь главное – подтвердить, что оптовая партия пива закуплена легально.

Обратите внимание, что торговля пивом без кассового аппарата наказывается отдельным штрафом по статье 14.5 КоАП РФ:

  • на ИП и руководителей организаций – от ¼ до ½ суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
  • на организации – от ¾ до полного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.

Подробнее: Онлайн-касса — кто должен перейти на новую ККТ

Требования к торговой точке

Наличие склада на торговой точке является строго обязательным

Одним из самых важных моментов, на который особенно стоит обратить внимание, если вы являетесь начинающим предпринимателем, это то, что форма деятельности лица, осуществляющего продажу спиртных напитков, может быть оформлена только как открытое или закрытое акционерное общество.

Исключение составляет торговля пивом и пивными напитками – владелец может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Долгожданная отсрочка – ИП, продающих пиво, освободят от установки онлайн-касс до 1 июля 2018 года

Наиболее актуальная на данный момент поправка. Согласно 290-му Федеральному закону, с 1 июля 2017 года намечен переход на онлайн-кассы. При этом пункт 7 статьи 7 освобождает ИП, использующих патентную систему налогообложения или ЕНВД, от необходимости устанавливать на торговых точках новые кассы вплоть до 1 июля 2018 года.

В то же время правки в 171 Федеральный закон внесли изменения в статью 16. Согласно 10 пункту новой редакции статьи, продажа алкогольной продукции в рознице и общепите осуществляется с применением контрольно-кассовой техники с 31 марта 2017 года. При этом по 290-му ФЗ с 1 февраля 2017 года регистрируются только онлайн-кассы.

Законопроект № 66697-7 вводит в пункт об обязательности касс в 171 ФЗ очень важное уточнение: «Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ».

Таким образом законопроект в случае принятия подтвердит приоритетность закона о кассовой технике над 171 ФЗ, и ИП на ЕНВД или патенте, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, получат отсрочку для внедрения онлайн-касс до 1 июля 2018.

Правила продажи

Ограничение реализации алкоголя в ночное время

Реализация алкогольной продукции регламентируется следующими нормами и правилами:

  1. Запрещена продажа товара несовершеннолетним лицам. Этот пункт закона является одним из самых важных и значимых, поскольку за его нарушение предусмотрена наиболее большая сумма штрафа и другие взыскания с юридического лица. При возникновении сомнений в возрасте покупателя, продавец имеет право отказать в продаже в случае нежелания клиентом предоставить документ, подтверждающий истинный возраст.
  2. Запрещена продажа такого товара с 23 до 8 часов по местному времени. Исключениями могут являться сельскохозяйственные производители и ИП, осуществляющие продажу пива и аналогичных напитков при оказании услуг, попадающих под определение общественного питания;
  3. Торговля алкоголем разрешается только в случае наличия лицензии на осуществление данного вида деятельности, в котором указано юридическое и физическое лицо, имеющее право торговли, физическое место осуществления операций, а также сроки действия разрешения.

Продажа пива в общепите – теперь только в ресторанах, барах, кафе, буфетах

До федеральных законодателей докатилась мода региональных парламентариев ограничивать продажу алкоголя в общепите по типам на основании ГОСТ 30389 – 2013 «Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования».

Предлагаем ознакомиться:  Копия трудовой книжки куда требуется — Юридическое лицо

Поправки в закон императивно устанавливают возможность розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания только в следующих типах объектов общепита: ресторан, бар, кафе, буфет.

Проектными изменениями, включенными непосредственно в текст законопроекта, предусматривается, что организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в объектах общественного питания следующих типов: ресторанах, барах, кафе, буфетах

Кроме того, законопроект императивно устанавливает, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Законопроект вводит дополнительный критерий стационарности для производственных и складских помещений, которые можно использовать для производства алкогольной продукции.

Дополнительные основания для аннулирования лицензии

Законопроект устанавливает дополнительные основания для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке:

  • передача федеральных специальных марок и акцизных марок другому лицу;
  • использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в законную силу решения суда о незаконности их использования;
  • перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом без передачи данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.

Ответственность за нарушение

По закону РФ запрещено продавать алкогольную, табачную продукцию и пиво молодым людям до 18 лет

Нарушение правил продажи алкоголя может повлечь за собой привлечение к административной ответственности.

Правила и ограничения по продаже пива в 2016 году

Наложение штрафа и изъятие реализуемой алкогольной продукции с аннулированием лицензии может производиться в случае:

  • несоблюдения требований, предъявляемых к размещению торговой точки;
  • реализации товара без лицензии на торговлю;
  • отсутствия кассового аппарата на торговой точке;
  • не осуществление кассовой операции (не пробивается чек) при отпуске алкоголя;
  • при продаже алкоголя в неустановленное для этого время;
  • отпуск алкоголя лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста.

Обратите внимание: являясь владельцем торговой точки, реализующей алкоголь, очень важно инструктировать своих работников по основным пунктам нарушений, поскольку законом предусмотрено, что штраф накладывается именно на бизнесмена, а не на нанятых работников.

Отказ от деклараций

Законопроект изменяет порядок декларирования учета и производства и оборота алкогольной продукции: проектной редакцией устанавливается обязанность организаций по  декларированию  только тех объемов, которые не учитываются в ЕГАИС.

К сожалению, учитывая формулировки и позицию Минфина, обязанность декларироваться сохранится за производствами пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи мощностью менее 300 000 декалитров и за розничными продажами пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Но первый шаг к полному отказу от устаревшего инструмента контроля – декларирования – уже сделан.

Новые законопроекты

А здесь все просто — лицензия на продажу пива не требуется. Снова читаем закон № 171-ФЗ, статью 18 о выдаче алкогольной лицензии: «… за исключением производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи». Так что, продажа пива без лицензии в 2019 году ничем не грозит, никаких санкций за это не предусмотрено. Правда, определённые ограничения и требования к организации продажи пива все равно существуют, и дальше мы о них расскажем.

Обратите внимание, что при регистрации ИП и ООО применяют только классификатор ОКВЭД-2. Чтобы указать виды деятельности, связанные с торговлей пивом, применяйте новые коды ОКВЭД 2019 года.

на заметку

Для оптовой торговли пивом:

  • 46.34.2: Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт;
  • 46.34.23: Торговля оптовая пивом;
  • 46.17.23: Деятельность агентов по оптовой торговле пивом.

Для розничной торговли пивом:

  • 47.25.1: Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах;
  • 47.25.12: Торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
  • 47.11.2: Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;

Для торговли пивом в общепите:

  • 56.30: деятельность баров, таверн, коктейльных залов, дискотек и танцевальных площадок (с преобладающим обслуживанием напитками), пивных баров, буфетов, фито-баров, автоматов по продаже напитков.

Важно: если вы зарегистрировали ИП или ООО до 11 июля 2016 года, то никаких изменений в коды вносить не надо, ФНС самостоятельно соотнесёт ваши прежние и новые коды ОКВЭД, внесённые в реестры.

Но если вы решили заняться продажей пива после середины 2016 года, и соответствующие коды не были внесены сразу при регистрации, то сообщить о новом виде деятельности надо по формам Р24001 (для ИП) и Р13001 или Р14001 (для ООО). В этом случае коды указываете по ОКВЭД-2, так, как указано выше.

Получить лицензию на торговлю алкоголем имеет право юридическое лицо.

Для этого необходимо подать в соответствующий налоговый орган необходимые документы:

  • заявление на получение лицензии;
  • документы о регистрации и становлении на налоговый учет;
  • реквизиты счетов в банке;
  • подтверждение отсутствия задолженностей по оплате налогов;
  • договор на аренду или право собственности торговой точки;
  • документы, подтверждающие наличие соответствующего требования уставного капитала;
  • заключения соответствующих служб о том, что торговая точка соответствует санитарным, пожарным и экологическим нормам.

Примите во внимание: продолжительность действия получаемой лицензии на продажу алкоголя может составлять от одного до трёх лет. Если приближается срок окончания действия разрешения, нужно подать документы на ее продление.

За осуществление продажи алкоголя без наличия лицензии физические и юридические лица могут облагаться штрафом, определенным в соответствии с существующим Федеральным законом, регламентирующим правила торговли алкоголя.

Для индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, для открытых и закрытых акционерных обществ эта сумма может достигать трехсот тысяч рублей.

Стоит отметить: кроме наложения штрафа за торговлю алкоголем без лицензии весь реализуемый спиртосодержащий товар может быть конфискован.

Торговля алкоголем считается весьма выгодным бизнесом, приносящим стабильную прибыль значительного размера. Однако, в погоне за еще большим заработком, не стоит пренебрегать существующими законами, нормами и запретами, иначе последствия могут не лучшим образом сказаться на вас и вашем бизнесе.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва) 7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург)

8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)

Это быстро и бесплатно!

Законопроект вводит изменения в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

  • Проектная редакция статьи 13.15 КоАП вводит административную ответственность за распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции дистанционным способом, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • В дополнение к предыдущему пункту, проектными изменениями в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается дополнительное основание для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно:  решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и (или) спиртосодержащей пищевой продукции.
  • Проектная редакция статьи 14.16 КоАП увеличивает размер административных штрафов за нарушение особых требованийи правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (перечислены в статье 16 171 ФЗ) – на должностных лиц – на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб. (в действующей редакции – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.), на юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (в действующей редакции – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.)
  • Проектная редакция статьи 14.17 КоАП вводит новых субъектов  административной ответственности за  использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке – физические лица с санкцией за нарушение в виде административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а также должностные лица — с санкцией за нарушение в виде административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.  (в действующей редакции субъектом правонарушения могут являться только юридические лица с санкцией в виде административного штрафа в размере от 100 тыс. до 150 тыс. руб. с конфискацией основного технологического оборудования).
  • Проектная редакция новой статьи 14.17.1 КоАП устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение и хранение физическими лицами алкогольной продукции – в виде административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения (имеет в виду хранение и перевозка немаркированной алкогольной продукции, в первую очередь, через государственную границу).
  • В дополнение к предыдущему пункту в 171 ФЗ вводится понятие «перемещение алкогольной продукции».
  • Проектная редакция статьи 14.18 КоАП вводит административную ответственность за использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции – в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб. с конфискацией произведенной продукции; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией произведенной продукции или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • Проектная редакция статьи 23.1 КоАП относит к компетенции судей рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных предложенной законопроектом новой статьей 14.17.1 КоАП.
  • Проектная редакция статьи 28.3 КоАП допускает возможность составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных предложенной законопроектом новой статьей 14.17.1 КоАП, должностными лицами органов полиции.
  • Проектная редакция статьи 28.3 КоАП допускает возможность составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных предложенной законопроектом новым подпунктом статьи 13.15 КоАП, должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор)
  • Проектная редакция статьи 28.3 КоАП допускает возможность составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных предложенными законопроектом новым подпунктом статьи 13.15 КоАП, новой статьей 14.17.1 КоАП, должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Росалкогольрегулирование).
Предлагаем ознакомиться:  Что грозит за кражу велосипеда

Некоторая либерализация розничных продаж

Проект исключает сертификаты соответствия из перечня документов, без которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Примечание юриста: изменения, возможно, вызваны тем, что законодательство о техническом регулировании не содержит требования об обязательной сертификации алкогольной продукции.

Уточняет норму закона, устанавливающую, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в подпункте 1 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности, распространяя её также и на  розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Уточняет норму закона, устанавливающую, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в абзацах втором-четвертом подпункта 11 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности, распространяя её также и на  розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Выводит из числа оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя требованиям пожарной безопасности, экологическим требованиям – для лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Допускает для организаций, у которых аннулирована или прекращена лицензия на розничную продажу алкогольной продукции возможность хранения остатков алкогольной продукции, возврата ее поставщику, на поставку остатков алкогольной продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранения и поставок алкогольной продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 ФЗ № 171-ФЗ.

Устанавливаются основания проведения любых проверок лицензиата (в действующей редакции – норма применяется лишь к выездным проверкам).

Устанавливает дополнительное основание для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:  наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии неуплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенные в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ранее основанием для отказа мог стать любой штраф).

По аналогии, устанавливает дополнительное основание для приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: неуплата лицензиатом в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенные в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

И в то же время – ужесточение регулирования оборота

Законопроект устанавливает, что требования о минимальной площади стационарных торговых объектов и складских помещений для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), определяются по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Законопроект уточняет, что возврат этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, указанных в подпунктах 1 -3 пункта 1 статьи 10.2 ФЗ № 171-ФЗ.

Устанавливает для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских поселениях (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания дополнительное требование к минимальному определенному договором сроку аренды стационарных объектов общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности – 1 год.

Определяет, что у организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции в городских и (или) сельских поселениях при оказании услуг общественного питания, и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания в городских и (или) сельских поселениях должны иметься для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Устанавливает, что в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания также указываются сведения о координатах характерных точек контура стационарного торгового объекта или стационарного объекта общественного питания.

Онлайн касса

Устанавливает, что основанием для аннулирования лицензии будет являться розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Может ли ИП начать торговлю пивом

Сразу ответим, что индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво. Почему вообще возникает такой вопрос? Разве есть запреты на торговлю алкоголем, связанные с организационно-правовой формой продавца (ИП или ООО)? Такой запрет действительно есть, установлен он статьей 16 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ.

Бесплатная консультация

Согласно ей продавать крепкий алкоголь разрешено только организациям. Почему так, не объясняется, но факт остается фактом – торговать крепкими спиртными напитками и винами вправе только юридические лица. Исключение сделано только для ИП — сельхозпроизводителей, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.

Относительно продажи пива та же статья гласит, что «Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями». Обратите внимание – именно розничная продажа! Дело в том, что есть ещё норма статьи 11 закона № 171-ФЗ, и она разрешает оптовый оборот алкоголя и пива тоже лишь юридическим лицам.

Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво и напитки на его основе только в розницу. А чтобы производить и продавать пиво без ограничений, надо регистрировать компанию.

Законопроект разрешает для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющих розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского)  иметь торговые объекты, и осуществлять розничную продажу указанной алкогольной продукции и в стационарных производственных помещениях по месту нахождения производства этой продукции, и в торговых объектах (в действующей редакции – место нахождения производства и место розничной продажи должны совпадать).

Законопроект разрешает магазинам беспошлинной торговли осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.

Уточняет, что не требуется уведомления об осуществление выездного обслуживания в случаях розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на воздушных судах, водных судах и железнодорожном транспорте.

Вводит возможность агентской розничной продажи алкогольной продукции пассажирским воздушным перевозчиком от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пример заполнения журнала учета продажи пива

Вводит возможность осуществления пассажирским воздушным перевозчиком агентской розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания для потребления на борту от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, и полученной по договору между этими организациями.

Допускает розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, в случае, если указанная продукция размещена в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector