Семейный адвокат
Назад

Как использовать счет в зарубежном банке и не нарваться на проблемы

Опубликовано: 26.08.2019
0
5

Полезные ссылки по теме «Отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках — порядок, сроки и форма предоставления»

Валютное законодательство также устанавливает список разрешенных операций по иностранным счетам:

  • Зачисление на иностранный счет физического лица резидента РФ средств со счета этого же лица, находящегося как в России, так и за рубежом (ст.12,ч.4). При первичном осуществлении такого перевода российский банк потребует у резидента подтверждение открытия зарубежного счета, выданное налоговым органом страны, где находится открывший счет банк. 
  • Зачисление на иностранный счет физического лица резидента РФ средств с российского счета, владельцем которого является супруг(а)/близкий родственник получателя. Перевод может осуществляться в любой валюте (ст.9,п.1,пп.17).
  • Зачисление на иностранный счет резидента РФ средств в иностранной валюте, перечисляемых с российского счета другого резидента РФ. Сумма перевода в этом случае не должна превышать 5000 USD в один операционный день через один банк (ст.9,п.1,пп.12). Ограничение в размере суммы не действует, если такой перевод осуществляется супругой(ом)/близким родственником (ст.9,п.1,пп.12 и пп.17).
  • Зачисление на иностранный счет российского резидента денежных средств в рублях, отправителем которых являются физические или юридические лица резиденты РФ. Счет, с которого осуществляется перевод, может быть зарегистрирован как в Российском (ст.1,ч.1,п.9,пп «ж»), так и в зарубежном банке (ст.1,ч.1,п.9,пп. «3»). 
  • Операции по вкладам: зачисление процентов на остаток в иностранных вкладах, суммы в виде минимального взноса, вносимые по требованию иностранного банка для открытия счета, зачисление наличных денежных средств на счет, перевод денежных средств, полученных вследствие конверсионных операций (ст.12,ч.5). 
  • Зачисление денежных средств, не использующее банковские счета в уполномоченных банках, на иностранный счет физического лица резидента РФ, находящегося за пределами России, от юридических лиц — резидентов РФ (ст.14,ч.2,абз.6).
  • Зачисление денежных средств, образовавшихся в порядке дарения супругой(ом)/близким родственником (ст.14, ч.3,п.2)
  • Зачисление денежных средств на иностранный счет российского резидента от резидентов других стран (ст.12,ч.5,абз.2-6) допускается если это:

— Выплаты в рамках трудовых контрактов;

— Выплаты по распоряжению судов иностранных государств. Исключение: решения международного коммерческого арбитражного суда;

— Выплаты социального характера, такие как алименты, стипендии, пенсии и т.д.

— Осуществляемые страховиками выплаты по страховке;

— Выплаты в порядке возврата денежных средств, ранее полученных отправителем от получателя.

  • Зачисление денежных средств на иностранный счет российского резидента в виде оплаты от заказчиков-нерезидентов в период строительства объектов за пределами России (ст.19,ч.2,пп.2).
  • Зачисление денежных средств на иностранный счет резидента РФ в иностранной валюте, образовавшихся вследствие проведения культурных, спортивных, общественных или иных мероприятий за пределами России. Выплата осуществляется в целях покрытия расходов на проведение мероприятий и допускается к осуществлению в период их проведения (ст.19,ч.2,п.3).
  • Зачисление денежных средств на иностранные счета российского резидента, предусмотренных договорами перевозки пассажиров (ст.9,п.1,пп.16).
  • Зачисление иностранные счета российского резидента денежных средств, обусловленных обеспечением работы дипломатических представительств, консульств РФ и других официальных представительств России, находящихся за рубежом. Например, выплата зарплат, командировочных сотрудникам, оплата больничных и т.д.
  • Зачисление денежных средств на иностранные счета российского резидента в виде сумм займов/кредитов по соответствующему договору, заключенному на срок более 2 лет с резидентами стран-участников ОЭСР и ФАТФ. Получение таких денежных средств разрешено при условии, что счет получателя-резидента РФ также зарегистрирован в странах, входящих в вышеупомянутые группы (ст.12, п.1,ч.5).

Актуальные списки стран участников ОЭСР можно посмотреть тут , участников ФАТФ тут.

На иностранный счет российского резидента, открытый в странах групп ОЭСР или ФАТФ, допускаются к зачислению от лиц-нерезидентов РФ следующие операции (ст.12,п.1,ч.5):

— Выплаты денежных средств, образовавшихся в ходе сдачи в аренду иностранному резиденту имущества физического лица резидента РФ за пределами России; 

— Выплаты накопленного процентного дохода, предусмотренные принадлежащими физическому лицу ценными бумагами. В число таких выплат входят: выплаты по облигациям, векселям, дивиденды, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента ценной бумаги; 

— Выплаты денежных средств от нерезидента РФ, которому российский резидент-получатель передал права на управление денежными средствами и(или) ценными бумагами (абзац введен в Закон 28.11.2015г.); 

— Выплаты денежных средств, образовавшихся в ходе отчуждения получателем внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на бирже России, либо на бирже другого государства, входящей в ФСФР (абзац будет введен в Закон 01.01.2018г.).

Любые другие операции запрещены.С 1 января 2018 года на иностранные счета можно будет зачислять доход от продажи ценных бумаг, но только если эмитент прошел листинг в России или на одной из 21 бирж.

Что будет, если совершили незаконную операцию?

Вас ждет штраф в размере от 75 до 100% суммы этой операции.

Что делать, чтобы соблюдать налоговое законодательство?

Платить налоги на операции. Придется заплатить налог даже на доход от выросшего курса валюты. Если у вас на счету лежали евро, а курс этой валюты вырос, то нужно будет заплатить налог с полученного дохода.

Для физлиц налог 13%, для ИП на упрощенке — 6%.

Что будет, если не платить налоги?

При некрупных нарушениях штраф составит 20-40% от суммы незаплаченных налогов. Если не заплатили много (от 900 тысяч рублей за три года), штраф будет 100-300 тысяч рублей. Если не заплатили очень много (от 4,5 миллионов рублей за три года) — 200-500 тысяч рублей.

Штрафами вы не отделаетесь — придется заплатить все налоги за три года.

Как ФНС найдет мой счет?

Пока нет, хотя у России есть возможность запросить данные о своих гражданах в других странах, но только индивидуальном порядке. Поэтому для того, чтобы найти конкретно ваш счет, налоговой придется вручную написать в десятки стран.

Но в 2018 году все изменится: Россия и еще почти 100 стран подписали соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией. Участники соглашения раз в год будут передавать друг другу данные об иностранных гражданах, открывших у них счет.

Первый обмен должен состояться в сентябре 2018, но для этого страны должны заключить двусторонние соглашения. Россия пока не подписала ни одного такого соглашения. Их заключению могут помешать огромные российские штрафы за нарушение валютного законодательства — по мнению ЕСПЧ, их размер не пропорционален нарушениям.

Тем не менее, двусторонние договоренности могут появиться в любой момент. Скорее всего, до сентября 2018 Россия успеет подписать их с рядом стран, поэтому лучше поспешить.

С 1 января 2015 года обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами и указанием остатков по счетам распространяется на:

  • на физических лиц — резидентов РФ (до вступления в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 761 и с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365);

    Примечание: с 02.08.2019 (Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ):

    • отменяется для граждан-резидентовтребования предоставлять налоговым органам отчет о движении средств по счету, открытому в банках, расположенных в государствах — членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, если общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет за отчетный год не превышает 600 000 руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте;

    • снимаются ограничения на переводы гражданами-резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг резидентами, срок пребывания которых за рубежом в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые занимаются деятельностью без образования юрлица, на счета таких лиц, открытые в банках за рубежом.

  • физических лиц — ИП;

  • на юридических лиц — резидентов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Такая обязанность (новая для физлиц — действующая до вступления в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 761, а также с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365) установлена пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ, которая вступила в силу 01.01.2015.

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761 уточнен круг резидентов, на которых распространяется порядок представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ. В качестве таких лиц определены юридические лица — резиденты и индивидуальные предприниматели — резиденты.

Как использовать счет в зарубежном банке и не нарваться на проблемы

Напомню, что как до, так и после указанных выше изменений резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов за рубежом не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

Новые требования о представлении отчетов распространяются только на физических лиц — резидентов. Нерезиденты от такой обязанности освобождены.

При этом (как подтверждает сама ФНС в своем Письме от 03.09.2014 № ОА-3-17/2962) понятия «налоговый резидент» и «резидент в целях применения положений валютного законодательства» не совпадают.

В Письме ФНС России от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@ налоговики выразили мнение о том, что валютные операции со средствами на счетах в банках, расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы уведомления и отчеты, будут являться незаконными.

  1. Что такое инвестиционное страхование жизни

  2. Блокировка счета

  3. Если банк не отдает вклад

  4. Что такое криптовалюта и биткойн

  5. Доступ к банковской ячейке, если у банка отозвана лицензия

  6. Какие налоги надо платить с доходов на ФорексКакие налоги надо платить с доходов на Форекс

  7. Когда и о чем надо сообщать в ФНСКогда и о чем надо сообщать в ФНС

  8. Отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках — порядок, сроки и форма предоставления

  9. Ставка рефинансирования ЦБ РФ

  10. Ключевая ставка ЦБ РФ

  11. Черынй список банков

  12. Электронные деньги

  13. Закон «О национальной платежной системе»

  14. Как получить страховое возмещение по вкладу

  15. Новая купюра номиналом 100 рублей (Олимпийская — Сочи 2014)

  16. Новая купюра номиналом 200 рублей

  17. Новая купюра номиналом 1 000 — рублей

  18. Новая купюра номиналом 2 000 рублей

  19. Новая купюра номиналом 5 000 рублей

  20. Новая купюра $100

  21. Как отличить настоящую купюру от поддельной

  22. Особенности кредитного договора

  23. Банковские комиссии

  24. Образец претензии банку о возврате незаконных комиссий

Что грозит за тайный иностранный счёт

Существует штраф в размере 5 тысяч рублей за факт неуведомления о наличии иностранного счёта. «Задекларировать счёт можно в любое время, просто заплатив этот штраф», — говорит Александр Захаров.

По словам Юрия Куликова из UFG Wealth Management, если физические лица совершали операции, не соответствующие требованиям валютного законодательства, налоговики также могут применить штрафы. «Штрафы за зачисление денежных средств по операциям, не поименованным в законе, могут составить от 75% до 100% от зачисленной суммы», — предупреждает эксперт.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право осуществлять банковские операции с иностранной валютой на основании лицензий Центрального банка РФ.

С 1 января 2018 года валютный резидент РФ вправе зачислять средства от продажи недвижимости на зарубежный счёт при соблюдении трёх условий:

  1. средства от продажи недвижимости получает физическое лицо — резидент РФ от нерезидента РФ;
  2. объект недвижимости зарегистрирован на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией;
  3. при этом счет физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

В противном случае придётся перевести средства на российский счёт. Нарушителям грозит штраф в размере от 75 до 100 % от суммы незаконной транзакции.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли страховать машину если нет прав

Счета в зарубежных банках попадают под действия налогового и валютного законодательства. Соответственно, если вы налоговый резидент России, то соблюдаете требования обоих законов. Если валютный, то ограничиваетесь соблюдением правил только валютного.

Статус налогового резидента выдается, если вы находитесь в России минимум 183 дня в году. Чтобы стать валютным нерезидентом, нужно непрерывно жить за рубежом 1 год. Минфин и ФНС готовят законопроект, который уменьшит срок до полугода, но пока это только планы. Сейчас если вы приехали в Россию хотя бы на один день, то сразу становитесь валютным резидентом.

Что интересует налоговиков в деятельности владельцев зарубежных счетов?

1. Федеральной налоговой службы.

2. Ведомств, которым были переданы полномочия Росфиннадзора после его расформирования в 2016 году:

  • Федеральное казначейство;
  • Федеральная таможенная служба;
  • той же ФНС.

При этом ФНС, ФТС и Казначейство могут, осуществляя собственные компетенции, также взаимодействовать — обмениваясь сведениями о лицах, которые, нарушив валютное законодательство, с высокой долей вероятности нарушили и налоговое (и наоборот).

1. С выявлением нарушений физлицами и юрлицами, имеющими зарубежные счета, налогового законодательства в части:

  • уплаты налогов с депозитов, валютных операций;
  • уплаты налогов с доходов, поступающих на зарубежные счета.

2. С установлением лиц, обязанных выполнять предписания закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ об информировании:

  • об открытии, закрытии счетов за рубежом;
  • о движении денежных средств на данных счетах.

3. С выявлением нарушений указанными лицами соответствующих предписаний.

В свою очередь, интерес других компетентных ведомств в отношении владельцев зарубежных счетов может быть вызван соблюдением физлицами и юрлицами, имеющими зарубежные счета, требований законодательства, устанавливающих ограничения на те или иные валютные операции.

Рассмотрим более подробно то, в чем заключаются перечисленные обязательства владельцев зарубежных счетов, а также то, какое отношение к контролю и надзору над их выполнением может иметь ФНС.

https://www.youtube.com/watch?v=userkptele

В соответствии с п. 2 ст. 12 закона № 173-ФЗ, как физические, так и юридические лица, являющиеся валютными резидентами России , обязаны уведомлять ФНС:

  • об открытии, закрытии банковских счетов за рубежом;
  • об изменении реквизитов соответствующих счетов.

Подробнее о том, кого считать валютными резидентами РФ смотрите: «Соотношение понятий валютного и налогового резидента».

Как использовать счет в зарубежном банке и не нарваться на проблемы

Данное обязательство владельцы счетов должны исполнять в течение 1 месяца после указанных событий.

Можно отметить, что установлено оно было для граждан в 2007 году, для организаций — в 2005-м.

Санкции за невыполнение рассматриваемого обязательства установлены п. 2 и 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Так, например, если физлицо не предоставит в ФНС уведомления об открытии, закрытии счета или изменении его реквизитов, то может быть оштрафовано на сумму от 4000 до 5000 рублей.

При этом порядок исполнения данного обязательства физлицами и юрлицами регулируется отдельными нормативными актами:

  • постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (для юрлиц и ИП);
  • постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 (для физлиц).

Как несложно проследить, исходя из последовательности издания указанных НПА, рассматриваемое обязательство было установлено для физлиц намного позже, чем для организаций.

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках утв. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761

Можно отметить, что первые отчеты по движению средств на зарубежных счетах граждане должны были представить в ФНС РФ до 01.06.2016 — за 2015 год. В дальнейшем соответствующую отчетность необходимо направлять налоговикам ежегодно — до 1 июня года, следующего за отчетным (п. 2 Правил, утвержденных постановлением № 1365).

Юрлица и ИП отчитываются по зарубежным счетам ежеквартально — до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 4 Правил, утвержденных Постановлением № 819).

Санкции за невыполнение рассматриваемого обязательства установлены п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Так, если уведомление в ФНС об операциях на зарубежном счете вовремя не направит гражданин, то на него может быть наложен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей.

Если говорить о физлицах, то налогами могут облагаться:

  • доходы гражданина от сдачи имущества в аренду за рубежом — приходящие на счет в зарубежном банке;
  • доходы гражданина от размещения денежных средств на депозите в зарубежном банке;
  • доходы от использования авторских прав — также зачисляемые на иностранный счет.

Денежные поступления на зарубежный счет гражданина, отражающие данные доходы, будут облагаться по ставке в 13% (п. 3 ст. 208 НК РФ).

При неуплате соответствующих налогов — как и в случае с налогами, которые бы исчислялись в РФ, — граждане могут быть обязаны уплачивать штрафы, пени, в ряде случаев нести ответственность за уклонение от уплаты налогов.

В случае с юрлицами в принципе может возникать огромное количество оснований для вовлеченности ФНС в ознакомление с операциями на зарубежных счетах: здесь могут учитываться и нюансы двойного налогообложения, и специфика ведения бизнеса в конкретном государстве, в юрисдикции конкретных норм права.

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках для физических лиц

Соответственно, и санкции за налоговые нарушения юрлицами, владеющими зарубежными счетами, ФНС может накладывать по самому широкому спектру оснований.

1. Необходимостью выполнения ведомством обязательств по приему от граждан и организаций уведомлений и отчетов по их зарубежным счетам.

2. Выполнением ФНС основной работы — сбором налогов. В данном случае — по доходам граждан и организаций, которые отражаются на зарубежных счетах.

3. Выполнением ФНС обязанностей органа валютного контроля (в частности, по контролю над исполнением юридическими лицами требований законодательства по репатриации валютной выручки).

В отношении физлиц и юрлиц налоговая проверка может предполагать, в частности, истребование различных документов о налогоплательщике непосредственно у него, а также у его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Как использовать счет в зарубежном банке и не нарваться на проблемы

Прежде всего отметим, что реализация соответствующих полномочий ФНС на практике может быть осуществлена только на основании решения руководителя территориальной структуры ФНС (его заместителя), которое отражает факт назначения мероприятий дополнительного контроля.

Вынесение данного решения должно быть обоснованным, базироваться на достоверной информации — например, полученной при изучении документов от других налогоплательщиков, чья деятельность может быть связана с проверяемыми лицами.

Собственно, что касается физлиц (не ИП), то реальных оснований для инициирования дополнительной налоговой проверки в отношении них немного. К таковым можно отнести:

  • отражение в декларации 3-НДФЛ фактов, которые дают повод ФНС заподозрить у физлица наличие не учтенных в реестрах ведомства зарубежных счетов (или отражение физлицом неточных сведений о данных счетах в отчетности по закону № 173-ФЗ);
  • проведение выездной проверки физлица (данное явление, в принципе, встречается крайне редко, поскольку для проведения соответствующей проверки должны быть самые веские основания — например, систематическая неуплата крупных сумм налогов, как вариант, с продажи имущества);
  • проведение встречной проверки у некоторой организации, в ходе которой обнаруживаются факты пользования гражданином, имеющим отношение к деятельности данной организации, зарубежными счетами.

Вполне очевидно, что оснований для вынесения подобного решения в отношении юрлиц может быть существенно больше, так как организации, как правило, вступают в различные правоотношения гораздо чаще физлиц и с гораздо большим количеством контрагентов.

Таким образом, на практике есть существенно большая вероятность осуществления ФНС практических действий по выявлению и инспектированию зарубежных счетов организаций и ИП, чем граждан. Но и вторые, безусловно, могут попадать в поле зрения налоговиков — правда, реальных оснований у ведомства на инициирование проверок физлиц будет ощутимо меньше.

Вместе с тем даже при наличии необходимых правомочий ФНС предстоит еще реализовать их на практике. С учетом нахождения счета проверяемого лица в зарубежной юрисдикции в работе ФНС могут возникать вполне очевидные сложности, связанные с тем, как запрашивать нужные данные о налоговом или валютном резиденте РФ у иностранного банка или иной организации.

Возможности ФНС здесь весьма ограничены. Но они есть и, вполне вероятно, существенно расширятся в обозримом будущем.

1. Физлица и организации, обязанные предоставлять отчетность по зарубежным счетам, соответственно, до 1 июня 2016 года и ежеквартально, но не предоставившие ее.

2. Физлица и организации, имеющие зарубежные счета по данным ФНС, но не проинформировавшие ведомство о наличии данных счетов.

При обнаружении непредоставления данными субъектами отчетности ФНС (по итогам проверки, во многих случаях — в рамках дополнительного налогового контроля) будет управомочена наложить штраф на основании положений ст. 15.25 КоАП РФ.

3. Физлица и организации, не исполняющие обязательств по уплате налогов с операций на зарубежных счетах (или дающие ФНС повод подозревать их в неисполнении данных обязательств в полном объеме).

Здесь уже действуют другие штрафы — за неуплату, неполную уплату налогов (ст. 119, 122 НК РФ). При непредоставлении декларации по доходам, отражаемым на зарубежных счетах, — штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Сведения о соответствующих субъектах могут передаваться ФНС по различным каналам. Например, в порядке межведомственного взаимодействия ФНС и ФТС.

Все валютные резиденты РФ должны уведомлять российские налоговые органы об открытии и закрытии зарубежных счетов, а также об изменении реквизитов открытых счетов не позднее одного месяца со дня открытия или закрытия счёта и изменения реквизитов. Валютные резиденты РФ — граждане страны, которые находятся за рубежом менее года, или живут за рубежом более года, но хотя бы раз за это время посетили Россию.

Валютные резиденты также должны представлять в налоговые органы отчёты о движении средств на зарубежных счетах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Физические лица в общем случае должны подавать отчёты до 1 июня года, следующего за отчётным (при закрытии счёта — одновременно с уведомлением о закрытии в течение одного месяца со дня совершения операции). Налоговый орган имеет право запрашивать информацию и подтверждающие документы (или копии), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов или вкладов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 30 дней по окончании квартала представляют отчёты и банковские документы (выписки или другие документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчёте. По каждому зарубежному счёту представляется отдельный отчёт с соответствующими документами.

Опоздание,
количество дней
Для физических лиц Для должностных лиц Для юридических лиц
1–10 0,3–0,5 0,5–1,0 5–15
11–30 1,0–1,5 0,2–3,0 20–30
31 и более 2,5–3,0 4,0–5,0 40–50
  • счёт, на который зачисляется заём или кредит, должен быть открыт в банках, расположенных в странах ОЭСР или ФАТФ;
  • кредиторами должны выступать резиденты государств — членов ОЭСР или ФАТФ;
  • срок действия договора должен составлять более двух лет.

Что делать, чтобы соблюдать налоговое законодательство?

Зачастую для покупки зарубежной недвижимости требуется открыть счёт в местном банке. Особенно это касается удалённых инвесторов, которые получают доход от зарубежной недвижимости на заграничные счета, отданные в доверительное управление местным риелторам. Согласно российскому валютному законодательству, право обзаводиться счетами за границей имеют все граждане РФ, кроме лиц, занимающих государственные должности — глав субъектов федерации, должностных лиц в государственных компаниях и фондах, муниципальных образованиях и так далее. Полный перечень таких должностей можно найти в ст. 7.1. ФЗ «О противодействии коррупции».

  • иностранной валюты из России на сумму не более 5 тыс. долл. в течение одного дня через один уполномоченный банк;
  • иностранной валюты с открытых в российских банках счетов родственников (родителей, детей, дедушек, бабушек, внуков, братьев, сестёр, усыновителей и усыновлённых);
  • российской валюты с зарубежного счёта резидента на российский счёт другого резидента, и наоборот;
  • российской валюты с зарубежного счёта резидента на зарубежный счёт другого резидента.

Денежные переводы на собственные счета — как российские, так и зарубежные — осуществляются без ограничений.

Таким образом, российским валютным резидентам следует уведомлять Федеральную налоговую службу РФ о:

  • открытии зарубежного счёта;
  • закрытии счёта за рубежом;
  • смене реквизитов счёта в зарубежном банке;
  • движении средств на счетах (физическим лицам нужно подавать ежегодные отчёты, компаниям — ежеквартальные).
Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет при лечении в санатории

При этом валютным резидентам запрещено:

  • переводить средства от продажи зарубежной недвижимости на счёт за границей;
  • получать на зарубежный счёт заёмные средства от валютных резидентов РФ.

Екатерина Шабалина, юрист 

Валютное законодательство должно соблюдаться как валютными, так и налоговыми резидентами.

1. В течение месяца нужно уведомить ФНС об открытии и закрытии счета в иностранном банке или изменении реквизитов.

2. После нужно отчитываться о движении средств на зарубежных счетах. Отчет надо подавать до 1 июня следующего года.

3. Правила для ИП почти не отличаются от правил для физлиц. Если предприниматель использует счет для ведения бизнеса, то о движении средств надо отчитываться в течение 30 дней после каждого квартала. Если счет используется для личных нужд, то правила подачи отчетности такие же, как для физлиц.

Если уведомили

Если уведомили налоговую о зарубежном счете, то к вам будет применяться валютное законодательство. Придется подавать отчетность по счету и платить штрафы, если нарушили закон.

Если ФНС заподозрит вас в незаконных операциях, то она потребует у вас очень много документов, которые нельзя не предоставить.

Если вы налоговый резидент, то придется платить налоги.

Если не уведомили

Если каким-то образом налоговая узнает, что у вас есть счет, то вас ждут штрафы. Небольшие — для физлиц (4-5 тысяч рублей), крупные — для юрлиц — до миллиона рублей.

Если вы запоздали с отчетом, то вас снова ждем штраф — от 300 до 3000 рублей в первый раз, до 20000 за следующие опоздания. Для юрлиц — от 5 до 50000 за первое нарушение, от 120 до 150 тысяч за следующие.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Если вы налоговый резидент, а операции по счету должны облагаться налогом в России, то вас обвинят в укрытии от уплаты налогов. Тут придется заплатить до 500 тысяч рублей.

Вас ждет штраф в размере от 75 до 100% суммы этой операции.

Для физлиц налог 13%, для ИП на упрощенке — 6%.

Определение статуса налогового резидента связано с определением налоговой ставки и последующей обязанностью налогового агента или самого налогоплательщика исчислить и уплать НДФЛ с полученных им доходов за соответствующий налоговый период.

Определение статуса валютного резидента важно с точки зрения соблюдения законодательства РФ о валютном контроле.

Примечание: с 01.01.2018:

  • физлицам-резидентам разрешено зачислять на свои счета в зарубежных банках средства от продажи транспортных средств и недвижимости, зарегистрированной на территории государства, которое присоединилось к соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией;
  • физлица-резиденты, которые более 183 дней в году проживают за пределами России, больше не должны представлять в налоговые органы уведомления о зарубежных счетах (вкладах), а также отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
  • граждане, преимущественно проживающие за границей, смогут свободно осуществлять валютные операции через свои зарубежные счета.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» под резидентами понимаются:

  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ)

  • постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

  • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;

  • дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства РФ и представительства федеральных органов исполнительной власти , находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ)

  • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом N 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица — граждане РФ не являются резидентами, если:

  • постоянно проживают в иностранном государстве не менее одного года183 дней (в том числе имеют выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство);

  • временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности данных виз с общим сроком действия не менее одного года.

Таким образом, физическое лицо — гражданин РФ, имеющий статус постоянно проживающего за рубежом и без перерывов обладающий им более года183 дней, становится нерезидентом. При этом законодательством не разъяснено, должно ли физическое лицо проживать в иностранном государстве в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) или могут быть учтены любые 12 (следующих подряд) месяцев; прерывается ли постоянное проживание, если физическое лицо на несколько дней приезжало в Россию, и др.

МИД России в Письме от 11.09.2012 N 7695/дэс разъясняет: правовой статус гражданина РФ, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством иностранного государства, поскольку в действующем российском законодательстве данное понятие не раскрывается.

В связи с этим в силу чрезвычайного разнообразия существующих в различных странах законов и правил, регулирующих правовое положение иностранных граждан, говорить о каком-либо обобщенном перечне документов, которыми может подтверждаться постоянное проживание (временное пребывание) гражданина России за рубежом, не представляется возможным. Они, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» указано, что к нерезидентам относятся физические лица РФ, имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство. Чтобы получить такой документ, постоянное проживание в некоторых иностранных государствах не менее одного года при определенных обстоятельствах не требуется.

Следовательно, на сегодняшний момент определение резидентства для целей валютного контроля ввиду неурегулированности данного вопроса, скорее всего, опирается на формальный признак — есть вид на жительство (либо рабочая (учебная) виза со сроком действия не менее одного года) или нет.

Ввиду изменения статуса Крыма и Севастополя в Письме от 07.08.2014 № 12-1-4/1871 «О применении валютного законодательства» Банк России сообщил: требования ч. 7 ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении счетов резидентов в банках, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, не применяются.

По мнению ФНС России (Письмо ФНС России от 20.07.2016 N ОА-3-17/3315@), статус нерезидента для граждан Российской Федерации начинает действовать:

  • для лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве, — после одного года, исчисляемого с момента, как лицо получило право на постоянное проживание в иностранном государстве, подтвержденное документом уполномоченного государственного органа соответствующего иностранного государства, в том числе видом на жительство, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался;
  • для лиц, временно пребывающих в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы — после одного года непрерывного пребывания, исчисляемого с момента выезда из Российской Федерации, и только в период нахождения за пределами территории Российской Федерации.

Надо ли отчитываться о движении средств на счёте перед налоговой в России

Штрафами вы не отделаетесь — придется заплатить все налоги за три года.

Учитывая изложенное, у физических лиц — нерезидентов, являющихся гражданами Российской Федерации, не возникает обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ. Однако при приобретении физическим лицом — нерезидентом, являющимся гражданином Российской Федерации, статуса резидента, на него распространяется обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, по мнению ФНС России, физическое лицо обязано представить отчет за тот отчетный период (год), в котором оно приобрело статус валютного резидента.

Примечание: Федеральным законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» с 01.01.2018 предусмотрено следующее:

  • на иностранные счета резидентов РФ может быть разрешено зачисление денежных средств от продажи автомобилей и недвижимости;

  • исключается требование об обязательности представления физическим лицом — резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления;

  • расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами РФ при их нахождении за пределами территории РФ;

  • определяются отдельные особенности совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

  • граждане РФ освободждаются от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории РФ, от ограничений на совершение операций, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц — резидентов, если срок пребывания граждан РФ за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию РФ в таком календарном году и распространить это правило на граждан РФ, которые в 2017 году пребывали за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней, а также применять в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Правила представления резидентами — организациями и ИП отчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (далее – Правила № 819).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Согласно пункту 4 указанных Правил № 819 резиденты организации и ИП ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, т.о.:

  • отчет за 1 квартал надо предоставить в период с 1 по 30 апреля;

  • отчет за 2 квартал надо предоставить в период с 1 по 31 июля;

  • отчет за 3 квартал надо предоставить в период с 1 по 30 сентября;

  • отчет за 4 квартал надо предоставить в период с 1 по 31 января.

Отчет надо представить по каждому счету, открытому в банке за пределами территории РФ.

Согласно пункту 7 Правил № 819 к отчету необходимо приложить банковские документы — банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк. Подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенных копий. Документы, составленные на иностранном языке, придется перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.

Несмотря на то что Правила № 819 разработаны и действуют только для юридических лиц, игнорировать их физлицам не стоит до утверждения соответствующих для них правил.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно оформить завещание на имущество

Если сам отчет заполнить можно, то нотариально заверить копии банковских документов и их перевод на русский язык непросто, т.к.
обычно физические лица могут получить банковские выписки, только распечатав их из интернет-банка. Но копии таких распечаток нотариус не заверит. Максимум, на что можно рассчитывать, — это на заверение скриншота.

Однако представление таких скриншотов действующим порядком не предусмотрено. Но даже если гражданин получит выписку по своему счету в банке, то с ее нотариальным заверением тоже могут быть проблемы. Ведь многие зарубежные банки не ставят на таких выписках никаких печатей и штампов. И тогда получается, что сама выписка представляет собой обычную компьютерную распечатку.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 утверждены следующие Правила представления физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации:

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления физическими лицами — резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее — налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее  —  отчеты).
  2. Физическое лицо — резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
  3. Отчет по форме согласно приложению представляется в одном экземпляре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.
    Количество листов № 2, представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству счетов (вкладов), открытых физическим
    лицом — резидентом в банках за пределами территории Российской Федерации.
  4. В случае если несколькими физическими лицами — резидентами открыт общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, отчет представляется каждым таким физическим лицом — резидентом.
    В случае если общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт физическим лицом — резидентом и физическим лицом — нерезидентом, отчет представляется только физическим лицом — резидентом.
  5. Отчет представляется в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — личный кабинет налогоплательщика), или представляется на бумажном носителе непосредственно физическим лицом — резидентом либо представителем физического лица — резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — представитель), или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
    Технические требования к представлению отчета через личный кабинет налогоплательщика устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    Отчет, представляемый физическим лицом — резидентом в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» и признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью физического лица — резидента.
  6. В целях получения отметки налогового органа о принятии отчета отчет представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах непосредственно физическим лицом — резидентом либо его представителем или направляется физическим лицом — резидентом в налоговый орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Один экземпляр отчета с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается физическому лицу — резиденту либо его представителю в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом отчета. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.
  7. Днем представления в налоговый орган отчета считается:
    а) для отчета, представленного через личный кабинет налогоплательщика, — дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления физическим лицом — резидентом отчета;
    б) для отчета, представленного на бумажном носителе непосредственно физическим лицом — резидентом либо его представителем, — дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;
    в) для отчета, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата направления физическим лицом — резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
  8. В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица — резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее — подтверждающие документы и информация).
    Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».
    Физическое лицо — резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом.
  9. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно.
    В случае если счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия счета (вклада) по 31 декабря отчетного года включительно.
    В случае закрытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, установленный частью 2 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
  10. Обязанность физического лица — резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом — резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.
  11. В случае выявления налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом — резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо — резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее — уведомление).
    Уведомление направляется налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, или выдается непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю под расписку, или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
    Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом — резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения, в порядке, предусмотренном пунктами 3 — 6 настоящих Правил.
  12. Днем получения физическим лицом — резидентом уведомления считается:
    а) для уведомления, направленного через личный кабинет налогоплательщика, — дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления налоговым органом уведомления;
    б) для уведомления, выданного налоговым органом непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю, — дата, указанная в отметке физического лица — резидента либо его представителя о принятии уведомления;
    в) для уведомления, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата получения физическим лицом — резидентом уведомления, указанная в уведомлении о вручении.

Получить доступ к счету: инструменты ФНС сегодня

1. Запросив в российском банке — в порядке, определенном п. 2 ст. 86 НК РФ, — выписки со счета гражданина, на которых могут отражаться входящие или исходящие транзакции по зарубежному счету данного гражданина.

2. Обнаружив сведения о зарубежных счетах гражданина в ходе проверки деятельности ИП или организации (например, в виде перечислений зарплаты человеку на зарубежный счет).

3. Получая информацию о зарубежных счетах граждан от других управомоченных органов власти, например, Службы внешней разведки, в порядке межведомственного взаимодействия.

В свою очередь обнаружить наличие зарубежного счета у организации ФНС может:

  • рассматривая в ходе налоговых проверок различные первичные документы (в них могут отражаться реквизиты российского налогоплательщика в зарубежном банке);
  • получая сведения о российских налогоплательщиках через Протокол обмена налоговой информацией между государствами-членами ЕАЭС (счета в данных государствах также классифицируются как полноценно зарубежные — по крайней мере, пока в законодательстве РФ для них не определено каких-либо исключений);
  • получая информацию о зарубежных счетах организаций от других российских управомоченных органов власти.

Решению задач, стоящих перед налоговиками в части проверок владельцев зарубежных счетов, способствует постепенная интеграция российской финансовой системы и регулирующего ее законодательства с различными международными институтами.

В числе наиболее примечательных инициатив в данном направлении — принятие Россией Единого стандарта обмена отчетными данными (Common Reporting Standard, CRS), действующего в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам от 1988 года. Рассмотрим особенности его применения подробнее.

Стандарт CRS на данный момент принят 80 государствами, многие из которых — офшорные. Стандарт позволяет заинтересованным государственным ведомствам, в том числе и ФНС РФ, запрашивать в соответствующих юрисдикциях различные сведения о российских налогоплательщиках по унифицированным алгоритмам.

На практике ФНС РФ сможет реализовать возможности данного стандарта с 2018 года. До 2018 года российскому законодателю, а также ответственным техническим службам необходимо будет привести нормативную базу и технологическую инфраструктуру ФНС и других ведомств, ответственных за обмен данными в рамках системы CRS, в соответствие международным требованиям.

Российские налоговики смогут обмениваться данными с зарубежными коллегами в автоматическом режиме. Налоговые службы других государств, имеющие информацию о российских гражданах и организациях, предоставят первые сведения о них в ФНС, как ожидается, к сентябрю 2018 года. Аналогичное обязательство — по предоставлению в соответствующие национальные юрисдикции данных об иностранных физлицах и юрлицах — устанавливается и для ФНС РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

К сведениям, обмен которыми будет осуществляться через CRS, относятся:

  • информация о банковских счетах граждан и организаций, вкладах, инвестициях;
  • Ф. И. О. и адреса владельцев банковских счетов, их ИНН;
  • финансовые показатели по счетам: баланс, начисления по депозитам, различные выплаты.

Основной повод задействовать ресурсы CRS для российских налоговиков и иных госструктур — раскрытие теневых офшорных схем, а также способов незаконного снижения налогов бизнесами. Но не исключено активное задействование специалистами ФНС РФ указанного международного ресурса и для выявления фактов пользования и рядовыми гражданами РФ зарубежной финансовой инфраструктурой.

При наличии перечисленных выше оснований для проверок ФНС получит в свое распоряжение эффективный инструмент, позволяющий получить достоверные сведения о финансовых операциях россиян с использованием зарубежных счетов в ходе проверок. При этом получение ФНС сведений о зарубежных счетах граждан РФ из CRS может быть, собственно, самостоятельным поводом для налоговой проверки.

Как ФНС найдет мой счет?

Пока нет, хотя у России есть возможность запросить данные о своих гражданах в других странах, но только индивидуальном порядке. Поэтому для того, чтобы найти конкретно ваш счет, налоговой придется вручную написать в десятки стран.

Но в 2018 году все изменится: Россия и еще почти 100 стран подписали соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией. Участники соглашения раз в год будут передавать друг другу данные об иностранных гражданах, открывших у них счет.

Первый обмен должен состояться в сентябре 2018, но для этого страны должны заключить двусторонние соглашения. Россия пока не подписала ни одного такого соглашения. Их заключению могут помешать огромные российские штрафы за нарушение валютного законодательства — по мнению ЕСПЧ, их размер не пропорционален нарушениям.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Тем не менее, двусторонние договоренности могут появиться в любой момент. Скорее всего, до сентября 2018 Россия успеет подписать их с рядом стран, поэтому лучше поспешить.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector