Семейный адвокат
Назад

Состав изношенных шин

Опубликовано: 18.12.2019
0
3

Введение

Общемировые запасы отработавших (изношенных) автомобильных шин оцениваются в 25 млн т при ежегодном приросте не менее 7 млн т. На европейские страны приходится около 2 млн т (3 млрд шт. отработавших автомобильных шин).Из этого количества в мире только 23% отработавших шин находят применение (экспорт в другие страны, сжигание в целях получения энергии, механическое измельчение для покрытия дорог и др.

), а оставшиеся 77% не утилизируют из-за отсутствия рентабельного способа утилизации.Отработавшие шины хранят легально и нелегально как на полигонах/свалках, предназначенных исключительно для отработавших автошин, так и на смешанных полигонах/свалках с другими отходами. Это очень опасно, так как на подобных полигонах/свалках возникают пожары, которые трудно потушить из-за хорошей воспламеняемости шин.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Уровень переработки отработавших шин в различных странах колеблется в пределах от 10%-15% до почти 100% в Германии, Японии и скандинавских странах; средний уровень переработки отработавших шин в государствах — членах ЕС составляет 82%.В связи с запретом в государствах — членах ЕС на складирование отработавших шин и отсутствием достаточного места для их хранения возник вопрос о способах их утилизации.

Например, во Франции 18% отработавших шин сжигают, 21% измельчают в крошку, 11% используют в парках, портах и т.д., для 46% находят возможность восстановления, остальные размещают бесконтрольно. В Японии сжигают около 65%-70% отработавших шин, в Германии — 45%-50%, в Великобритании — 30%.В США 115 млн отработавших шин используют в качестве топлива.

Конструкция автомобильных шин

Согласно американским данным, теплота сгорания одной шины типичной пассажирской автомашины эквивалентна теплоте сгорания 26,5 л нефти. Применяемая в качестве топлива дробленая автомобильная резина дает на 10%-16% больше тепла, чем каменный уголь. Также отработавшие шины используют при строительстве автомобильных дорог.

Кроме того, дороги огораживают шумозащитными стенами, построенными из смеси цемента и измельченной шинной резины. Около 34 млн шин перерабатывают в поверхностные покрытия и другие подобные продукты.Как показывает мировой опыт обращения с отработавшими шинами, для эффективного решения проблемы их утилизации необходимо принятие специальных законодательных актов как на государственном, так и на местном уровне.

В развитых странах в государственном масштабе разрабатывали законодательные акты, в которых предлагалось с производителей и продавцов шин взимать специальный налог, сумма которого зависит от массы шины. Система экономического стимулирования переработки отработавших шин за счет налогов на покупку шин введена в Австрии, Швейцарии, Германии, скандинавских странах.

Средства, полученные за счет взимания налогов, аккумулируют в специальных фондах, после чего направляют на финансирование НИОКР и поддержку фирм, занимающихся переработкой отработавших шин.В США и Западной Европе широко практикуется система государственных грантов на разработку новых перспективных технологических процессов и оборудования.

Результатом стало увеличение объемов переработки отработавших шин в государствах — членах ЕС с 38% в 1992 г. до 63% в 2000 г., а средний уровень продаж восстановленных шин достиг 46%. При этом была реализована специальная программа увеличения объемов восстановительного ремонта шин (в первую очередь — шин большегрузных автомобилей и авиационных шин) и производства резиновой крошки, а также прекращения вывоза отработавших шин на полигоны/свалки отходов.

Опыт государств — членов ЕС показал возможность использования различных управленческих подходов к решению указанной проблемы, начиная от полностью свободного рынка до систем с централизованным (государственным) планированием и финансированием. Положительным примером является опыт Швеции, где в 1994 г.

было принято постановление правительства об ответственности производителей за сбор и утилизацию отработавших шин, которым основная ответственность за сбор и утилизацию всех отработавших шин была возложена на производителей шин; при этом производители шин имеют возможность самоорганизации в любые административно-правовые структуры.

В Швеции функционируют более 100 пунктов сбора отработавших шин. Конечные потребители платят 0,8 евро за прием отработавшей шины легкового автомобиля и 8 евро за прием отработавшей шины грузового автомобиля, что позволяет финансировать процессы дальнейшей переработки и утилизации отработавших шин. В 2001 г.

в Швеции было собрано 62 тыс. т отработавших шин, треть из которых была переработана в резиновую крошку, треть — использована в качестве топлива. За последние 5 лет было собрано 260 тыс. т отработавших шин.В целом по России ежегодный прирост отработавших шин оценивают приблизительно в 50 млн шт. По данным НИИ шинной промышленности, только в Москве каждый год выводят из эксплуатации до 60 тыс.

Состав изношенных шин

т автомобильных шин с металлическим кордом (резина — 80%, корд текстильный — 6%, корд металлический — 10%, проволока — 4%) и с тканевым кордом (резина — 87%, корд текстильный — 10%, проволока — 3%).В России подавляющую часть отработавших шин не подвергают ни ремонту, ни переработке. В большинстве российских городов отсутствуют пункты постоянного или временного размещения этих отходов.

Поэтому отработавшие автомобильные шины попадают главным образом на рельеф местности, т.е. в основном на обочины дорог в пригородах и на прилегающие к дорогам территории. Также следует отметить, что автомобильный парк в России и соответственно количество отработавших автомобильных шин имеют тенденцию к существенному росту.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Поэтому как в близкой, так и в среднесрочной перспективах данная проблема не только не исчезнет, а, напротив, обострится.Сами по себе автомобильные шины, а также материалы, из которых они изготовлены, в обычных условиях не представляют угрозы для здоровья человека, так как они нетоксичны, не являются взрыво-или пожароопасными.

Класс опасности отработавших шин — IV (малоопасные). Однако при сжигании на открытом воздухе из тонны отработавших шин в атмосферу выделяется около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. В воздух выделяются бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т.д.

, имеющие высокие классы опасности (I и II).Кроме того, хаотичное размещение отработавших шин на поверхности земельных угодий, не оснащенных непроницаемой поверхностью, негативно сказывается на состоянии флоры и фауны. Следует также учитывать, что в природных условиях отработавшие шины подвергаются деструкции весьма медленно и могут накапливаться на рельефе местности неопределенно долгое время.

Настоящий стандарт отвечает нуждам тех, кто испытывает трудности в идентификации и размещении отработавших шин. Отсутствие возможности идентификации и упорядоченного размещения отработавших шин может привести к серьезным проблемам для здоровья человека и окружающей среды. Отработавшие покрышки должны быть размещены оптимальными с экологической точки зрения способами.

При этом нельзя забывать, что при производстве резины и резинотехнических изделий используют значительные объемы дорогостоящих материалов — синтетических каучуков, пластификаторов, наполнителей и т.д., производство которых требует больших трудовых затрат высококвалифицированного научно-технического и производственного персонала.

Поэтому при организации рационального обращения с этим видом отходов необходимо учитывать ресурсный аспект проблемы. Наиболее приемлемые способы утилизации отходов такого рода должны быть ориентированы на максимально возможное сохранение полезных свойств, которые были привнесены в исходные материалы при их первоначальном производстве.

В основной части стандарта равнозначно использованы термины «шина» и (или) «покрышка», взаимозаменяемые и широко применяемые в международной документации.Настоящий стандарт разработан на основе:- Методических рекомендаций по идентификации и размещению отработавших шин, подготовленных Технической рабочей группой Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением [1];

— Директивы 1999/31/ЕС «О захоронении отходов на полигонах» [2], согласно которой запрещается захоронение целых отработавших шин на полигонах.Приняты во внимание требования статьи 47 «Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства» Модельного закона «Об отходах производства и потребления» [3].

Чем опасна езда на изношенных автомобильных шинах

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. СловарьПримечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.

4.1 Идентификация отработавших покрышек и ресурсосберегающее, экобезопасное обращение с ними

https://www.youtube.com/watch?v=https:Tnd8pVhX4YA

4.1.1 Отработавшие покрышки перевозят по всему миру. Значительная часть использованных покрышек может быть повторно использована в своем основном качестве.

4.1.2 Большинство стран допускают импорт использованных покрышек для непосредственного повторного использования или для восстановления, но не допускают импорта использованных покрышек, которые нельзя использовать повторно или восстановить.

Шина в разрезе

4.1.3 Для выдачи разрешения на импорт использованных покрышек важна идентификация различных категорий использованных покрышек. В настоящем разделе описаны различия между различными категориями использованных покрышек в зависимости от направления их использования.

4.1.4 Категории отработавших покрышек установлены в 4.1.4.1-4.1.4.3.

4.1.4.1 Отработавшие покрышки, которые официально повторно используют по первоначальному предназначениюПодобные покрышки называют частично изношенными. Подобные покрышки можно в дальнейшем использовать в качестве покрышек, поскольку остается минимально допустимая глубина протектора и износ покрышки при условии проверки структурной надежности протектора не влияет на ее безопасное и надлежащее использование.

4.1.4.2 Отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению, но подходят для восстановленияВне зависимости от наличия или отсутствия глубины протектора, достаточной для последующего использования покрышки по первоначальному предназначению при условии сохраненной структурной целостности покрышки, она может быть восстановлена наложением нового проектора на корпус покрышки посредством вулканизации. Таким образом использованная покрышка становится восстановленной покрышкой.

4.1.4.3 Отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению и не подходят для восстановления протектора, определяют как изношенные. Подобные покрышки называют завершившими жизненный цикл. К ним относятся покрышки, не соответствующие требованиям, необходимым для повторного использования или восстановления.

Подобные покрышки не допускают к использованию вследствие их возраста или разрушения каркаса, или износа сверх установленных уровней. Поскольку подобные покрышки не подходят для повторного использования или восстановления, они могут быть использованы в качестве сырья в других производствах или могут быть предназначены для конечного размещения.

4.1.5 В зависимости от размера и способа использования покрышки отличаются дизайном, конструкцией и массой. Например, масса использованной покрышки легкового автомобиля составляет около 6,5 кг, а покрышки грузового автомобиля — около 53 кг. Значения массы других видов покрышек приведены в таблице 1.

Тип автомобиля

Масса шины, кг

Количество шин на 1 т

Легковой пассажирский автомобиль

6,5-9

54-100

Легковой автомобиль общего назначения

11

91

Грузовой автомобиль

50

20

Автопоезд

55-80

12-18

Сельскохозяйственная машина

100

10

Описание: конструкция автомобильного колеса с камерной шиной

4.1.6 Химический состав покрышекОколо 80% массы покрышек легковых автомобилей и около 75% массы покрышек грузовых автомобилей составляет резиновая смесь. Химические составы покрышек разных производителей очень близки.В таблице 2 показан состав покрышек легковых и грузовых автомобилей.Таблица 2 — Сравнение состава покрышек легковых и грузовых автомобилей в Европейском союзе

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли принять двух работников на одну ставку || Можно ли принять двух работников на одну ставку

Материал

Содержание в покрышках, %

для легковых автомобилей

для грузовых автомобилей

Резина/эластомеры

47

45

Технический углерод

21,5

22

Металлы

16,5

25

Текстиль

5,5

Оксид цинка

1

2

Сера

1

1

Присадки

7,5

5

Примечание — В некоторых типах шин часть технического углерода может быть заменена на диоксид кремния.

Около 1,5% массы покрышек составляют химические элементы или их смеси, которые находятся в резиновой смеси или представляют собой легирующие добавки и перечислены в Приложении 1 к Базельской конвенции [7].Таблица 3 — Опасные составляющие отходов согласно Базельской конвенции [7]

Составляющие отходов

Химическое наименование

Примечание

Содержание, масс. %

Y22

Соединения меди

В шине входят в состав сплавов металлического армирующего материала (металлокорда)

Приблизительно 0,02

Y23

Соединения цинка

В шине имеется оксид цинка, зафиксированный в резиновой матрице

Y26

Кадмий

В шине имеется на следовом уровне, в виде соединений кадмия, присутствующих в оксиде цинка в виде сопровождающих субстанций

Максимально 0,001

Y31

Свинец, соединения свинца

В шине имеется на следовом уровне, присутствующем в оксиде цинка в виде сопровождающих субстанций

Максимально 0,005

Y34

Кислые растворы или кислоты в твердой форме

Стеариновая кислота в твердой форме

Приблизительно 0,3

Y45

Галогенорганические соединения, за исключением веществ, выделенных в приложении к [9]

Галогенный бутилкаучук (тенденция к уменьшению)

Максимально 0,10

4.1.7 Низшая теплота сгорания покрышек составляет 32-34 МДж/кг. Теплота сгорания 1 т отработавших покрышек эквивалентна теплоте сгорания 1 т качественного угля или 0,7 т жидкого топлива, т.е. отработавшие покрышки обладают высоким теплотехническим потенциалом для их использования в качестве топлива, поскольку они состоят в основном из продуктов переработки нефти.

Вид топлива

Сорт топлива

Теплота сгорания, ккал/кг

Газ

Ископаемое топливо

556

Топливо, полученное из отработавших покрышек

Топливо, полученное из отработавших покрышек

8611

Уголь

Полубитуминозный уголь

5833

Битуминозный уголь

7056

Древесина

Сырая древесина, включая дробленку (из древесных) отходов

2431

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

4.1.7.1 Содержание серы в покрышках (около 1%) сопоставимо с углем с малым содержанием серы или нефтью с очень низким содержанием серы, и, следовательно, уровень диоксида серы так же низок, как и в других видах топлива.

4.1.7.2 При горении покрышек, как и любых изделий из углеводородов, образуются в основном углекислый газ, вода и неактивный осадок.

4.1.7.3 Покрышку сложно поджечь, так как температура, при которой может произойти воспламенение от запальной горелки, составляет 330 °С — 350 °С. Самовоспламенение покрышек невозможно.

4.1.7.4 Покрышка полностью сгорает при температуре 650 °С, при этом образуются только зола и шлак.

4.2 Требования к сбору, учету, хранению и переработке отработавших шин, а также покрышек и других отходов производства резинотехнических изделий установлены в Федеральном законе [8], Модельном законе для государств — участников СНГ [3], Законе Хабаровского края [9].

4.3 Регулирование вопросов сбора, учета, хранения и переработки отработавших шин, использованных покрышек и других отходов производства резинотехнических изделий имеет целью:- предотвращение загрязнения окружающей среды отходами резины, обрезками, гранулятами и порошками, получаемыми из отработавших шин и покрышек;

— противопожарную профилактику;- рациональное использование отработавших шин и отходов производства резинотехнических изделий в качестве вторичного сырья, как пригодного для восстановления и использования по первоначальному назначению, так и не подлежащего повторному использованию вследствие разрезанности, износа или других причин.

5.1 Установлены следующие способы продления жизненного цикла частично использованных покрышек:- наложение нового протектора (для всех типов покрышек);- повторная проточка канавок протектора грузовых автомобилей (способ неприменим для покрышек легковых автомобилей, так как не обеспечивает достаточной глубины протектора).

5.1.1 Наложение нового протектора позволяет повторно использовать покрышку на 80%.

5.1.2 Отобранные неповрежденные покрышки легковых и грузовых автомобилей продают компаниям, занимающимся наложением протекторов.

5.1.3 То, что осталось от первоначального протектора, снимают при шлифовке, а новый протектор накладывают на корпус покрышки посредством вулканизации.

Описание: конструкция вентиля автомобильного колеса

5.1.4 Производство восстановленных покрышек в странах ОЭСР — хорошо развитая отрасль промышленности.

5.2 Когда покрышки приходят к завершению своего жизненного цикла и их повторное использование в качестве частично изношенных изделий невозможно, покрышки попадают в систему переработки отходов.

5.2.1 Восстановление и возможное конечное размещение использованных покрышек следует осуществлять ресурсосберегающими и экобезопасными способами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

5.2.2 Использование покрышек — предмет внимания соответствующей службы сбора отходов. В большинстве случаев отдельно отобранные покрышки, завершившие жизненный цикл, обладают самостоятельной ценностью для других способов использования и необязательно предназначены к захоронению.

5.2.3 Способы обращения с покрышками, завершившими жизненный цикл, могут значительно различаться в зависимости от местных экономических и производственных условий. При этом различают:- повторное использование покрышек;- использование материалов, получаемых из покрышек;- получение энергии при сжигании покрышек;

Приложение Г (рекомендуемое). Журнал учета N 2 отработавших шин, принятых организацией, осуществляющей централизованный сбор и (или) переработку отработавших шин

Настоящий стандарт устанавливает требования к утилизации отработавших шин любого типа, включая покрышки любого типа, перерабатываемых во вторичные ресурсы, с обеспечением мер по защите окружающей среды.Настоящий стандарт распространяется на хозяйствующие субъекты — предприятия, передающие на утилизацию отработавшие шины любых типов и видов, и организации, принимающие эти отходы.

Настоящий стандарт не распространяется на отработавшие шины оборонной продукции и ядерных объектов.Настоящий стандарт рекомендуется использовать во всех видах документации и литературы, относящихся к сферам обеспечения экологической безопасности в процессах хозяйственной деятельности при обращении с упаковкой и упаковочными отходами.

5.2.4.1 Покрышки, завершившие жизненный цикл, целые покрышки, разрезанные или прессованные могут быть использованы многими экобезопасными способами, учитывающими их фасонные, звукопоглощающие и ударопоглощающие свойства, а также особенности материалов.

5.2.4.2 Оборудование для производства разрезанных или прессованных резиновых частей экономически доступно для организаций.

5.2.5 Одним из примеров эффективного повторного применения может служить использование целых покрышек для укрепления берегов.

5.2.5.1 Целые покрышки успешно используют при создании искусственных рифов и эрозионных барьеров, волнорезов и волноломов. Искусственные рифы показали свою эффективность в качестве недорогого средства защиты биологического разнообразия моря посредством создания убежища наряду с улучшением циркуляции воды.

5.2.5.2 Покрышки, наполненные цементом, часто используют для создания основы фундаментов.

5.2.5.3 В морских и пресноводных гаванях покрышки используют в качестве шлюпочных кранцев, гасящих удары движущихся судов, защищая их корпуса и молы, особенно во время штормов.

5.2.5.4 Отработавшие покрышки — недорогое средство, поскольку их использование не предполагает трудоемких строительных работ, а используемые материалы дешевы.

5.2.5.5 Покрышки, как правило, не требуют дорогостоящей забивки свай и подготовительных работ перед их использованием, например в строительно-дорожных работах.

5.2.5.6 Разрезанные покрышки также используют в качестве основного материала при берегоукреплении, восстановлении после эрозии и предотвращении эрозии, в особенности в местах с быстрым течением.

5.2.6 Приложение А содержит перечень некоторых способов использования покрышек, завершивших жизненный цикл, как целых, так и в разрезанном или прессованном видах.

6.2 Хозяйствующие субъекты (организации и предприятия) согласовывают с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной безопасности, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды предельное количество накопления отработавших шин на площадках и оформляют документы по обращению с отработавшими шинами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

6.3 Сдачу отработавших шин производят, как правило, на основании договоров, заключенных между предприятиями — поставщиками отработавших шин и отходов резинотехнического производства и организациями.

6.4 Сдачу отработавших шин гражданами, иностранными физическими лицами, а также лицами без гражданства оформляют без заключения договоров.

6.5 Организациям рекомендуется вести учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации шин с отражением в Журнале учета N 1 поступления, движения транспортных шин и образования отработавших шин согласно приложению Б к настоящему стандарту.Запись о поступлении и дальнейшем движении отходов отражают отдельной строкой в документах учета материальных ценностей.

6.6 В организации приказом администрации назначают лицо, ответственное за учет, сбор, хранение и утилизацию отработавших шин.

6.7 Все отработавшие шины следует сдавать на хранение в организацию в порядке, установленном в разделе 7 настоящего стандарта. Их должно учитывать лицо, ответственное за учет, сбор, хранение и утилизацию отработавших шин.

6.8 Руководитель организации с учетом конкретных условий разрабатывает и утверждает Инструкцию по обращению с отработавшими шинами, в которой должен быть отражен порядок образования, сбора, учета, временного хранения (до сдачи на утилизацию), порядок переработки с указанием наименования, почтового адреса предприятия, принимающего на утилизацию отработавшие шины.

6.9 Организация выдает поставщикам отработавших шин Справку о сдаче-приемке отработавших шин согласно приложению В к настоящему стандарту.Справка о сдаче-приемке отработавших шин — подтверждающий документ, который оформляют в двух экземплярах, один из которых хранят на предприятии, сдавшем отработавшие шины, другой — в организации, принявшей отработавшие шины.

6.10 Организации ведут самостоятельный учет поступления отработавших шин с отражением данных в Журнале учета N 2 отработавших шин, принятых организацией, осуществляющей централизованный сбор и (или) переработку отработавших шин согласно приложению Г к настоящему стандарту.

6.11 Организации предоставляют отчеты до 25 января года, следующего за отчетным, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды с указанием перечня предприятий и количества сданных отработавших шин.

6.12 За несоблюдение требований охраны окружающей среды и противопожарных требований, а также требований настоящего стандарта организации, предприятия, учреждения, должностные лица и граждане несут ответственность согласно действующему законодательству.

6.13 В ряде государств, присоединившихся к ОЭСР, основаны добровольные ассоциации производителей и импортеров покрышек, перерабатывающих покрышки организаций и др.Цели таких ассоциаций следующие:- участие в исследовании новых методов переработки или лучшего использования покрышек, завершивших жизненный цикл;

— помощь в формировании общенациональных схем восстановления покрышек, завершивших жизненный цикл;- содействие соглашениям между организациями, занятыми в продаже покрышек, с одной стороны, и организациями и частными лицами, занятыми в сборе и размещении покрышек, с другой стороны;- заключение соглашений о сотрудничестве, объединении или совместной деятельности между физическими и юридическими лицами, имеющими сходные цели.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

7.2 Отработавшие шины перед сдачей следует очищать от грязи и мусора.

7.3 Транспортирование отработавших шин следует производить в соответствии с правилами перевозки грузов, распространяющимися на применяемые для этих целей виды транспорта.

7.4 Сдачу отработавших шин подтверждают документами, выдаваемыми организациями, осуществляющими их сбор и переработку.

8.2 Одно из возможных технологических решений состоит в измельчении резины (первый этап гранулирования) с превращением ее в резиновую крошку, которую затем добавляют во вновь приготовляемую резиновую смесь, в композиции на основе асфальта, битума и других смол.

8.2.1 Для измельчения резины необходимо механическое воздействие на нее, например воздействие с помощью вибрации.

8.2.2 Для измельчения резины используют также криогенную технологию, т.к. при глубоком охлаждении резина становится хрупкой.

8.2.3 Измельчение отходов производства резинотехнических изделий связано с большими энергозатратами — до 500-700 кВт и более на 1 т резины. Значительное энергопотребление удорожает стоимость конечной продукции и сужает сферу применимости данной технологии.

Предлагаем ознакомиться:  Какой допустимый срок хранения шин в магазине до момента продажи?

8.2.4 Покрышки загружают в измельчитель, при этом, как правило, стальные и текстильные элементы не удаляют, однако допустимо использовать дополнительный технологический процесс для разделения этих материалов.

8.2.4.1 Измельчитель может быть передвижным или стационарным. Передвижные измельчители используют для облегчения транспортирования покрышек, завершивших жизненный цикл, к месту дальнейшей переработки.

8.2.4.2 В государствах, где допускается захоронение покрышек, завершивших жизненный цикл, часто выдвигают требование их измельчения в целях сокращения требуемых для захоронения площадей и во избежание возможности выхода покрышек на поверхность после закрытия захоронения почвенным покровом.

8.2.4.3 Измельченные покрышки можно использовать в качестве дополнительного топлива при сжигании или в качестве первой стадии процесса гранулирования, а также в качестве ежедневного покрытия захораниваемых отходов производства и потребления.

8.2.5 Физико-химическое измельчение резины производят посредством химической обработки разрезанных покрышек, завершивших жизненный цикл, с помощью смеси нефтепродуктов, воды и химических препаратов.

Описание: конструкция автомобильного колеса с бескамерной шиной

8.2.5.1 Полученную смесь подвергают дальнейшей термомеханической обработке с внесением добавок, соответствующих требованиям к конечной продукции.

8.2.5.2 Полученный материал выдавливают в формы, нарезают и упаковывают для отправки по назначению.

8.2.5.3 Физико-химическое измельчение в сочетании с первоначальными смесями можно использовать для получения широкого ассортимента прессованных изделий.

8.3 Покрышки, завершившие жизненный цикл, и остатки их шлифования, образующиеся перед заменой протектора, можно использовать для производства гранулята.

8.3.1 Существует два основных метода гранулирования покрышек, завершивших жизненный цикл:- перемалывание при температуре окружающей среды;- перемалывание при сверхнизких температурах (криогенный метод).

8.3.1.1 В ходе перемалывания при температуре окружающей среды покрышки, завершившие жизненный цикл, измельчают и затем загружают в дробилку. После дробления полученный продукт разделяют на резиновый гранулят, сталь и текстиль. Гранулят может быть разделен на несколько фракций. Полученную при перемалывании резину можно непосредственно применять в смесях, используемых при производстве новых и восстановленных покрышек.

8.3.1.2 В ходе перемалывания при сверхнизких температурах (криогенный метод) покрышки, завершившие жизненный цикл, и обрезки покрышек охлаждают ниже точки замерзания, после чего измельчают в молотковой дробилке. Этот процесс позволяет быстро разделить волокна, металлы и резину.

8.3.2 Общие издержки эксплуатации оборудования для измельчения и гранулирования покрышек также включают в себя затраты на рабочую силу и энергетические затраты, вычисленные исходя из местных цен. Соотношение между доходом и издержками вычисляют исходя из действующих цен на молотую резину или иную продукцию объекта.

(наименование организации)

Дата начала Журнала

Ответственный за ведение Журнала

1

2

[наименование предприятия — поставщика отработавших шин, адрес, телефон]

3

[наименование организации, осуществляющей централизованный сбор и (или) переработку отработавших шин]

4

[договор на сдачу-приемку отработавших шин N от 20___ г.]

5

[дата сдачи, наименование (вид) и количество сданных отработавших шин]

6

[дата приемки, наименование (вид) и количество принятых отработавших шин]

7

[лицо, сдавшее отработавшие шины (должность, подпись, расшифровка подписи)]

[лицо, принявшее отработавшие шины (должность, подпись, расшифровка подписи)]

Как предотвратить износ шин автомобиля

Требования к летним покрышкам отличаются от аналогичных условий эксплуатации зимней резины.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Допустимый износ шин для летней резины легковых авто достигает 1,5 мм. При показателе 1,6 мм резину пора менять. У зимних колёс рисунок протектора более рельефный, поэтому и глубина стирания больше. Резина, используемая для езды в холодное время года, может быть сработана на 4 мм.

У грузовых машин свои показатели. Их шины можно сносить только на 1 мм, а затем нужно обязательно поменять. Для автобусов норма износа — 2 мм стёртой резиновой поверхности.

Как правило, всё, что автомобилист знает о видах износа шин, — это то, что передние и задние колёса стираются по-разному. Однако существует много видов порчи протектора, по которым можно определить и причины стирания.

Существуют следующие виды порчи протектора:

  • Односторонний.
  • Пиловидный.
  • Локальный.
  • По окружности.
  • Плоский.
  • И просто связанный со старением резины.

Односторонний

Такой вид стирания располагается лишь на одной части покрышки. Притом её другая часть может быть в порядке. Чем вызвано такое неравномерное стирание? Проблемами с развал-схождением колёс.

По тому, на какой именно части колеса располагаются «плеши», опытный мастер сможет определить, что именно не так со схождением колёс. Порча только внешней стороны покрышки говорит об избыточном положительном развал-схождении. Об избыточном отрицательном — говорит стирание рисунка внутренней стороны протектора покрышки.

Пиловидный

Пиловидная порча не является равномерной. При ней рисунок на фронтальной кромке стирается в разы быстрее, чем на задней части покрышки. Он не связан с какими-либо проблемами в автомобиле, а является «болезнью» передних колёс машины. Для того чтобы избавить себя от такого вида стирания резины, покрышки периодически следует менять местами.

Локальный

Локальный износ представляет собой одно сносившееся пятно на рисунке протектора. К нему, чаще всего, приводит экстренное торможение. При нём колесо не крутится, а стирается об асфальт одной своей зоной. После экстренного торможения покрышки с локальным стиранием рекомендуется менять.

По окружности

При таком виде порчи многочисленные «плеши» наблюдаются по всему периметру резиновой поверхности колеса. Если вы обнаружили именно такой вид износа протектора шин, обратитесь к специалистам. Они, скорее всего, найдут какие-либо проблемы с подвеской автомобиля.

Равномерного вращения колеса с такими проблемами ждать не приходится.

Плоский

Это выглядит как ровная площадка на поверхности шины. Причиной могла стать длительная стоянка. Поэтому перед тем как оставить автомобиль на длительное время, лучше повысить давление в его колёсах.

Также к такой проблеме могла привести езда на больших скоростях с резкими поворотами. В таких условиях резина быстро разогревается, а остывает только в состоянии покоя. В этот момент в месте её сцепления с асфальтом и образуется площадка.

Не торопитесь избавляться от таких шин. Их дефект можно исправить повторным нагреванием.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Хоть показатель 1,6 мм кажется мизерным, на стирание такой толщины поверхности качественной шины может уйти до десяти лет. Однако большее количество времени даже самая дорогая покрышка прослужит вряд ли. Притом со временем изнашиваются даже покрышки тех машин, на которых не ездят вовсе.

Причиной тому — сам каучук. Со временем он становится очень пористым. В отверстия попадает влага, которая, расширяясь при замерзании, провоцирует многочисленные разрывы. Переобувать машину даже после десяти лет покоя всё равно придётся.

Автомобильные покрышки с изношенным даже наполовину протектором могут стать очень опасными спутниками во время езды на высоких скоростях. Сцепление машины с дорожным полотном в дождливую и снежную погоду ухудшается в несколько раз, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Проведённые тесты с использованием изношенных шин показали, что качество и надёжность их сцепления с покрытием в два раза хуже по сравнению с новыми покрышками.

Ламели, расположенные на зимних шинах, помогают автомобилю «вгрызаться» в снег, обеспечивая отличное сцепление даже с обледенелой дорогой. В случае с изношенным протектором небольшие наклонные ламели не справляются со своими обязанностями: качество сцепления ухудшается, как и тяга авто в целом.

При езде по мокрым дорогам повышается риск аквапланирования: чем быстрее движется автомобиль, тем выше вероятность этого, поскольку вода не успевает полностью вытечь через канавки протектора. Практически стёртый протектор значительно ухудшает ситуацию, поскольку под шиной остаётся большое количество воды. Высокий риск аквапланирования может привести к печальным последствиям вплоть до ДТП.

Аквапланирование

Аквапланирование автомобиля на влажной трассе очень опасно!

В дождливую погоду увеличивается тормозной путь, что может быть намного опаснее, чем аквапланирование. Если сравнивать с новыми шинами, изношенным требуется до 2 и более метров для полной остановки на небольшой скорости — порядка 64 км/ч — с учётом использования антиблокировочной тормозной системы.

Изношенные шины лучше всего себя показывают на полностью сухих трассах: практически полностью стёртые канавки и ламели лучше контактируют с дорожным полотном.

Несмотря на последнее преимущество изношенных шин ездить на них крайне опасно и нежелательно: увеличение тормозного пути, повышение риска аквапланирования и снижение сцепления с дорожным полотном могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Существует несколько факторов, оказывающих негативное влияние на состояние протекторов:

  • Плохое качество трасс. С данным фактором придётся смириться и постараться выработать подходящую манеру вождения, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие;
  • Стиль вождения. Влияет не только на износ шин, но и на техническое состояние автомобиля;
  • Несвоевременное проведение ТО автомашины;
  • Некорректное давление воздуха в шинах;
  • Дисбаланс колёс;
  • Несоблюдение норм скоростного режима. На каждой покрышке располагаются соответствующие индексы, которые нужно брать во внимание при выборе новой резины;
  • Неправильно подобранная сезонная резина. Зимние шины отличаются большей мягкостью резины по сравнению с летней, из-за чего она довольно быстро стирается о покрытие трассы и лишается шипов. Летние покрышки твёрдые, при низких температурах становятся ещё тверже. В результате они могут очень сильно повредиться и не способны обеспечивать необходимый уровень сцепления с поверхностью дорожного полотна;
  • Некорректная установка колёс;
  • Неисправности рулевого управления и ходовой части автомобиля;
  • Волочение или протаскивание;
  • Структура покрышек;
  • Заносы.

Немаловажным фактором, который также желательно учитывать, является банальное старение колёс. С течением времени менять шины так и так придётся: максимальный срок эксплуатации составляет 10 лет. Даже если автомобиль не эксплуатировался и хранился в гараже на протяжении нескольких лет, сменить резину необходимо.

Структурные изменения резины, вызванные длительным сроком эксплуатации, приводят к накоплению влаги, что может стать причиной деформации металлического корда.

Разрушение корда повлечёт за собой разрыв шины. Подобная поломка наиболее опасна на высоких скоростях: автомобиль в результате полностью теряет управление, что может повлечь за собой аварию.

Для увеличения срока эксплуатации резины и снижения уровня её износа достаточно соблюдать несколько рекомендаций:

  • неправильно проведённый развал-схождение может стать причиной неравномерного износа или крена на одну сторону;
  • После проведения ремонтных работ или переборки подвески в обязательном порядке нужно проводить развал/схождение;
  • Необходимо постоянно контролировать уровень давления в колёсах.

Простые правила помогут предотвратить преждевременный износ резины и продлить срок её службы.

Износ автомобильных шин — неизбежное следствие эксплуатации транспортного средства. Его причинами могут быть разные факторы — как технические неисправности, так и стиль вождения. Тем не менее соблюдение простых рекомендаций, регулярный визуальный осмотр колёс и своевременное техническое обслуживание автомобиля помогут не только увеличить срок эксплуатации резины, но и предотвратить серьёзные последствия её износа.

Виды изношенности резины

Конкретный тип износа определяется при помощи различных индикаторов, индивидуальных для каждой марки шин.

Виды износа шин

Типы износа шин, причины и устранение

Нормальный износ

Этот вид характерен для стандартной эксплуатации машины. Зависит в основном от месторасположения колеса. Для такого типа нормален неравномерный износ обеих пар шин.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Желательно периодически менять задние и передние колёса местами для обеспечения равномерного износа.

На управляемые колёса приходится увеличенная нагрузка. Боковые поверхности — самая изнашиваемая часть покрышек. У размещённой на ведущем мосту пары колёс износ средней части в несколько раз сильнее по сравнению с ведомой парой. Объясняется это тем, что середина покрышки находится в большем взаимодействии с асфальтом.

У заднеприводных машин передние колёса истираются в основном по бокам, в то время как задние — посередине.

Нормальный износ шин

Слева передние колёса с нормальным износом, справа задние

Причиной обоих видов истирания протектора является повышенное либо пониженное давление в колёсах. Центральный износ фиксируется при излишне высоком давлении, когда с поверхностью дороги контактирует только середина колеса.

Предлагаем ознакомиться:  Что будет если не отдать кредит банку

Двусторонний износ, напротив, характерен для низкого давления: шины контактируют с поверхностью трассы большей площадью, что приводит к истиранию боков резины.

Дисбаланс колёс нередко становится причиной ненормального износа шин. Чаще всего фиксируется на колёсах передней оси. Устранить дефект можно обычной балансировкой, при этом проводится она до полной потери покрышкой своей формы.

Если балансировка была проведена, но покрышки всё так же изнашиваются, значит, проблема кроется в подвеске. Для её устранения достаточно провести диагностику и ремонт амортизаторов или рычагов.

Одиночное пятно износа возникает в случаях резкого аварийного торможения.

Износ шин в виде пятна

Пятна могут быть по всей поверхности хаотичные и мелкие, а могут быть и единичные крупные следы торможения

Пилообразный

Страдают от него обычно блочные протекторы колёс на ведущей оси. Его причиной становится деформация колеса, проявляющаяся в случае протаскивания блоков по асфальту. В такой ситуации защитное покрытие резины полностью истирается.

Чешуйчатый

Зубцеобразный, или чешуйчатый, износ, характерный для колёс грузовых автомобилей, является следствием перегрузок. При его наличии желательно проверить внутреннюю сторону покрышек на наличие трещин. Велика вероятность того, что такой тип износа возник в результате неправильного подбора шин при максимальной нагрузке.

С одной стороны передних колёс могут образовываться острые края. Причина этому — неаккуратный стиль вождения и плохое дорожное покрытие. На гравийных трассах резина быстро приходит в негодность из-за высокого абразивного износа и появления трещин, царапин и разрывов. Повышение температуры покрышки во время быстрой езды может стать причиной расслоения её составных деталей.

Волочение

Один из типов износа шин, устанавливаемых на грузовые автомобили. Фиксируется при разнице внешних диаметров, давления или глубины протектора пары колёс на одной оси. Это может стать причиной волочения меньшей шины за большей, ее проскакивания и постоянного торможения.

Износ шины вследствие волочения

Край покрышки стёрт вследствие волочения

Описание: конструкция автомобильного колеса с бескамерной шиной

Протаскивание характерно и для одной шины со слишком высоким или низким давлением и неправильно подобранным диском. При нормальном давлении в шине пятно контакта с трассой равномерно распределяет нагрузку. При отклонении в большую или меньшую сторону от допустимой нормы размеры пятна меняются, и нагрузка перераспределяется неравномерно. Локальный износ может стать причиной разбалансировки колёс.

Характерен для устанавливаемых на ведущую ось колёс с блочным типом протектора. Отличается большим износом сбегающего, а не набегающего края резины. Избавиться от него можно, сменив направление вращения колеса.

Резкие торможения и разгоны, крутые повороты не самым благоприятным образом влияют на резину автомобиля. Такое вождение приводит к продольному гребенчатому износу, сопровождающемуся разрывом шин и появлением трещин в канавках протектора, что особенно характерно для низкопрофильной резины. Аварийное торможение или неполадки тормозной системы могут стать причиной появления так называемых «ползунов».

https://www.youtube.com/watch?v=cContinentalRussia

Избежать крутых поворотов на практике практически нереально: они чреваты «заламыванием» резины. Однако чаще всего причиной такого типа износа становится сам водитель и его стиль вождения.

Разнообразием характера работы, выполняемой различными частями и деталями шины, вызвано применение при производстве шин резин с различным качественным и количественным содержанием компонентов и, следовательно, с разными физико-механическими свойствами.

Резины, применяемые в производстве шин, подразделяются по назначению на следующие основные группы:

  • протекторные
  • каркасные
  • бортовые
  • камерные

Условиями работы шин определяются основные требования к протекторным резинам: высокая сопротивляемость абразивному износу, образованию и разрастанию трещин, порезам, сопротивление старению и термостойкость, т. е. сохранение физико-механических свойств при длительном (в процессе всего срока эксплуатации) воздействии солнечных лучей, озона и кислорода воздуха, а также при повышении температуры в результате длительного движения, особенно при высоких скоростях.

Учитывая, что подавляющее большинство шин выходит из строя из-за износа рисунка протектора, износостойкость является главным требованием, предъявляемым к протекторной резине.

В первую очередь это относится к шинам для дорожных мотоциклов и спортивных, предназначенных для ШКГ.

Исходя из этого, протектор дорожных шин изготавливают на основе комбинации синтетических каучуков (СК) — стереорегулярного полибутадиенового (СКД) и бутлдиенметилстирольного (БСК) с большим наполнением активной сажей ПМ-100.

Резина на основе указанных компонентов обеспечивает высокую износостойкость протектора, однако обладает большой жесткостью.

Элементы рисунка протектора спортивных шин, предназначенные для кросса и многодневных соревнований, имеют довольно большую высоту и при эксплуатации подвергаются значительным деформациям. Поэтому применение в протекторе таких шин резин с большой жесткостью приводит к образованию трещин и скалыванию элементов рисунка.

В связи с этим протектор шин для кросса и многодневных соревнований изготавливают на основе комбинации натурального каучука (НК) с добавлением синтетического каучука типа СКД, поскольку резина на такой основе обладает высокой эластичностью, прочностью, стойкостью к многократным деформациям, износостойкостью и т.п.

Каркасные резины, изолирующие нити корда друг от друга, должны обеспечивать хорошую прочность связи между элементами покрышки, обладать высокой усталостной выносливостью при многократных деформациях, малой жесткостью и высоким сопротивлением тепловому старению. Каркасные резины для мотоциклетных шин изготовляют с применением НК, БСК и полиизопренового (СКИ-3) каучуков.

Камерные резины для мотоциклетных шин должны обладать:

  • воздухонепроницаемостью
  • хорошей сопротивляемостью разрыву
  • теплостойкостью
  • незначительными остаточными деформациями при удлинении

Их изготовляют из НК.

Резину для ободных лент делают на основе СК с большим наполнением регенерата.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 14050*, а также следующие термины с соответствующими определениями:_______________* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 14050. — Примечание изготовителя базы данных.

3.1 пневматическая шина: Упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением.

[ГОСТ 22374-77, статья 1]

Примечания

1 Пневматические шины, применяемые для автомобилей, самолетов и других колесных машин; обеспечивают сцепление колесе дорогой, смягчают удары и толчки [4].

2 Различают камерные и бескамерные шины [4].

3.2 камерная шина: Пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется герметизирующей камерой.

[ГОСТ 22374-77, статья 2]

Примечание — Камерная шина состоит из камеры — замкнутой резиной трубки, в которую накачивают воздух, и покрышки, назначение которой — противостоять давлению воздуха в камере и предохранять камеру от повреждений. Снаружи покрышка защищена толстым слоем резины — протектором, который имеет канавки и выступы, образующие его рисунок [5].

3.3 бескамерная шина: Пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса.

[ГОСТ 22374-77, статья 3]

Примечания

1 В бескамерных шинах под действием внутреннего давления воздуха борта покрышки плотно прилегают к закраинам обода колеса, что обеспечивает необходимую герметичность [5].

2 В настоящее время применяют преимущественно бескамерные шины.

3.4 покрышка пневматической шины: Торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации.

[ГОСТ 22374-77, статья 4]

Примечания

1 Чехол из толстой резины, надеваемый на камеру (пневматическую шину) велосипеда, автомобиля и т.п., а также кожаный чехол, надеваемый на резиновую камеру мяча [6].

2 Покрышка служит емкостью для удержания воздуха в камере под установленным давлением.

3 Покрышка — резинотехническое изделие составной конструкции.

4 Покрышка передает дороге импульс движения от двигателя. Совместно с подвеской покрышка амортизирует неровности дорожного покрытия, обеспечивая необходимый комфорт.

5 Покрышки легковых и грузовых машин составляют около 85% всего объема производства покрышек.

3.5 отработавшая шина (изношенная шина): Пневматическая транспортная шина, утратившая свои функциональные свойства в результате окончания срока службы или по причине аварийных ситуаций.Примечания

1 Отработавшая шина состоит из камеры (пневматической шины) и покрышки.

2 Как правило, на утилизацию чаще попадают покрышки от отработавших шин, а не отработавшие шины в сборке (покрышки совместно с камерами).

3.6 утилизация отработавших шин: Организационно-технологические процессы применения отработавших шин по прямому или иному назначению, использования их в виде вторичных материальных или энергетических ресурсов после соответствующей переработки с учетом требований защиты окружающей среды и экономической целесообразности.

Как определить уровень пробега шин

Индикатор износа

Представляет собой размещённый в канавках протектора небольшой столбик из резины высотой 1,6 мм. Собственно, шина требует замены после того, как высота протектора сравняется с данным блоком.

Индикатор износа шин

Размещенный в протекторе блок износа

Определить, где именно находится индикатор уровня износа, можно, отыскав на боковой стороне одну из меток:

  • треугольник;
  • знак TWI;
  • логотип торговой марки.

Многие производители выпускают шины, на которых располагаются промежуточные индикаторы. Их истирание говорит о том, что покрышки больше не способны обеспечивать какое-либо должное сцепление с влажным асфальтом.

В ламелях и протекторах резины выдавливаются цифровые индикаторы, каждый из которых отличается по глубине. Наибольшая цифра (стандартно это восьмёрка) выдавлена на небольшую глубину, наименьшая (для летней резины двойка, для зимней шипованной или липучки — четвёрка) на максимальную. По мере эксплуатации шины изнашиваются, цифры стираются и исчезают.

Цифровой индикатор износа шин

Маркировка протектора шины цифровым индикатором износа: пример

Описание: маркировка автомобильной шины

Производители наносят на протекторы три основных типа цифровых индикаторов:

  • Ряд цифр от «2» до «4», маркируются индикаторы в миллиметрах;
  • Ряд цифр, маркируются индикаторы в процентном соотношении от высоты протектора;
  • Индикатор, имеющий одну сегментированную цифру, выполненную таким образом, что каждый её сегмент выдавлен на разную глубину. По мере износа шины проявляются разные цифры. Маркируются такие индикаторы в миллиметрах.

Сравнительно недавно в продаже появились колёса, которые меняют свой цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что спозволяет узнать о необходимости смены резины.

Изменение цвета шины при износе

Определение уровня износа шины по изменению цвета удобно, но колёса не всегда выглядят эстетично

Индикаторы позволяют быстро определить уровень износа, однако не дают точных результатов. Для получения точных показаний используют измеритель глубины профиля — маленький прибор, которым замеряется глубина канавок протектора в нескольких местах. Если полученные результаты меньше установленных законодательством, резина больше не должна использоваться.

Измеритель глубины профиля шин

Определение уровня износа протектора при помощи измерителя глубины профиля

Пожалуй, самый простой и лёгкий способ измерения глубины канавок протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого щуп штангенциркуля опускается на дно канавки и фиксируется полученное значение. Аналогично измеряется износ резины и при помощи линейки — её вставляют в протектор и проверяют его глубину.

Определить уровень износа шин можно любой металлической монеткой — долларом, евро или рублём. К примеру, доллар опускается головой президента в канавку протектора. Шину пора менять, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Аналогичным способом можно определяется износ шин монеткой в один цент — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.

Определение износа шины монеткой

Определение уровня износа протектора при помощи монетки — экспресс-методика

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Российские монетки с двуглавым орлом также подойдут для такого способа. Два рубля помещаются в канавку головой орла вниз. Если резина в нормальном состоянии и не требует замены, то голову птицы видно не должно быть, менять же покрышки нужно в случае, если весь орёл на виду.

Выяснить состояние резины можно при помощи монетки в один евро. Если золотой ободок исчезает в канавке протектора, значит, менять резину не нужно, если же большая часть его видна, то придётся покупать замену.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector