Семейный адвокат
Назад

Закон о цензуре на телевидении

Опубликовано: 16.11.2019
0
3

Общие проблемы цензуры в России

В марте 2008 года тележурналист Владимир Познер, работающий на Первом канале государственного телевидения России, выступая на заседании Общественной палаты РФ, посвящённом вопросам морали и нравственности на отечественном телевидении, заявил, что в России нет свободы слова[8]. В 2011 году Познер впервые официально признал существование на российском телевидении «стоп-листов» — списков людей, которых нельзя приглашать для участия в телепередачах[12].

В частности, с 2010 года доступ на федеральные телеканалы из-за строгой цензуры был закрыт для Бориса Немцова, Гарри Каспарова, Михаила Касьянова, Эдуарда Лимонова, Алексея Навального[13] и других оппозиционеров. По свидетельству Познера в мае 2015 года, несмотря на то, что Немцов находился на пике популярности и представлял несомненный интерес для телезрителей, пригласить политика на телеэфир в свою авторскую программу на «Первом канале» он в силу строгих запретов не мог, хотя очень хотел и много раз пытался это сделать[14].

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

По оценке журналиста и политика Александра Невзорова, в 2014 году в России цензура — максимальная за постсоветский период. «Фееричная, свирепая, бессмысленная и рекордно глупая»[6]. С ним согласен правозащитник Саркис Дарбинян, «цензура уже фактически вернулась в страну» (июнь 2014 года)[15].

В июне 2015 года, когда о навязывании государством цензуры творчества в России стали говорить во весь голос, газета «Известия» опубликовала программную статью министра культуры РФ Владимира Мединского, озаглавленную «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию»[16]. В статье глава Минкульта отметил, что государство обязано не только субсидировать культуру, но и следить за содержанием созданных при его поддержке произведений, оно должно системно поощрять только проекты, отражающие ценности консервативного большинства населения.

Мединский указал на негативные эффекты имеющейся в России политической цензуры и отметил, что роль чиновничьего аппарата сводится к обеспечению финансовых, административных и ценностных правил: государство не ограничивает художника в творческих методах, но выполняет функции контроля, если произведение оказывается оскорбительным для граждан.

О том, что в России установлен особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт государственного бюджета, что государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему, утверждал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков[4]. Реагируя на директивы, кинорежиссёр Андрей Звягинцев в октябре 2016 года возразил, что своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль».

Неприятие у лауреата Венецианского и Каннского кинофестивалей вызвал и сформулированный Песковым общий принцип госзаказа в искусстве[4], сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В концепции Пескова Звягинцева поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши, [налогоплательщиков]… Чиновники решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки»[19][20][21][22][23]. Финансовую зависимость российских театров, которая в значительной мере влияет на репертуар, назвал цензурой Армен Джигарханян[24].

Театральный режиссёр, народный артист России Константин Райкин в октябре 2016 года на съезде Союза театральных деятелей России осудил вмешательство государства, провластных общественных организаций и «групп оскорблённых граждан» в культурную жизнь страны под прикрытием понятий «Родина», «духовность», «нравственность», охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени»[21][22][23].

О том, что в России появились оскорблённые персонажи, которые «пытаются диктовать художникам, что они должны делать», свидетельствовал и народный артист СССР Олег Табаков. Касаясь феномена «общественной цензуры», Табаков отметил, что «эти люди сами себе внушили, что если [государственной] цензуры нет, то они должны контролировать искусство».

Артист уверен, что такие методы «лазутчиков от цензуры» не помогут создать «правильное искусство»[25]. Распространяющуюся в России цензуру творчества вслед за Райкиным, Звягинцевым и Табаковым осудили также Владимир Познер[26], Евгений Миронов[27] и Сергей Безруков[28]. Проблемы наступления цензуры и морализаторства на свободу творчества в ноябре 2016 года обсуждались на специальном совещании художественных руководителей театров у первого заместителя главы администрации президента РФСергея Кириенко[29].

Из высказываний в поддержку цензуры внимание СМИ привлекли эпатажные заявления байкераАлександра Залдостанова и главы Чечни Рамзана Кадырова. Мысль Залдостанова сводилась к тому, что свобода является происками нечистой силы: «Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти Райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты».

Предлагаем ознакомиться:  Закон о защите прав потребителей последняя редакция

1 августа 2014 года вступил в силу Закон о блогерах, согласно которому за перепост чужого текста, который нарушает действующее законодательство, можно получить срок заключения[30].

Организация Freedom House относит Россию к странам с несвободным интернетом. По данным Freedom House на 2016 год, ситуация с цензурой в Рунете имеет тенденцию к ухудшению. Основная часть ограничений интернета в Российской Федерации осуществляется в рамках антитеррористической деятельности. Цензура также отслеживает и блокирует в Рунете сообщения на ЛГБТ-тематику, связанные с конфликтом на востоке Украины, заявления внепарламентской политической оппозиции, тексты националистической направленности, а также сайты, связанные с детской порнографией.

Распространёнными в России, по данным организации, являются блокировка нежелательных сайтов, изъятие их контента, политическое и экономическое давление властей на онлайн-издания, кибер-атаки на независимые медиа-ресурсы[31]. Около 60 % россиян считают цензуру в интернете необходимой, против цензуры отдельных сайтов и публикаций — только 25 % опрошенных Левада-Центром. Число сторонников цензуры в Интернете среди россиян имеет тенденцию к возрастанию[32]

В ноябре 2016 года министр культуры РФ Владимир Мединский утверждал, что цензуры в России ни в какой форме нет, а за спорами о ней кроются финансовые, творческие и семейные проблемы видных деятелей российской культуры[33].

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

2 декабря 2016 года на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку президент РФ Владимир Путин указал, что «принцип свободы творчества абсолютно незыблем», назвал попытки срыва спектаклей и выставок полностью недопустимыми и поручил пресекать их по всей строгости закона. Вместе с тем Путин напомнил деятелям искусства о грани между «оскорбительным эпатажем и творческой акцией»[34].

Цензура на телевидении

Телевидение в наибольшей степени подвергается политической цензуре, полагает кинокритик Ирина Петровская. «Критика и неугодные материалы» своевременно не освещаются, например массовые протесты4 декабря 2011 года стали освещать лишь через неделю[35]. На российском телевидении отсутствует политическая сатира (что является важным признаком демократии), так как власть не приемлет её в свой адрес на телеэкранах. Это же послужило причиной разгрома старого НТВ, после того, как на телеканале показали куклу Путина в образе «гофмановского крошки Цахеса»[35].

25 ноября 2010 года на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева телеведущий Леонид Парфёнов проанализировал ситуацию с цензурой, сложившуюся на российском телевидении. Согласно утверждению Парфёнова, критика в адрес первых лиц государства на главных федеральных телеканалах невозможна, а высшая государственная власть в России освещается на телеэкране в духе традиций похоронного ритуала — то есть о ней в новостных программах можно говорить либо хорошо, либо ничего[36][37].

Предметом внимания СМИ были также частные факты цензуры кинематографических произведений со стороны федеральных телеканалов. В июне 2013 года кинорежиссёр и сценарист Николай Досталь обратился с открытым письмом к Генеральному директору ВГТРКОлегу Добродееву по поводу демонстрации своего фильма «Штрафбат» по каналу «Россия-1».

По словам Досталя, по всему фильму вырезались отдельные крепкие слова и словечки, вырезались грубо, «по живому», даже из песни штрафников-уголовников. Были сокращены несколько сексуальных сцен. Досталь заявил, что «всех случаев неуважительного отношения к авторам фильма не перечислить» и что он испытал «чувство горечи и стыда за такую грубую, мелочную и ханжескую цензуру»[38].

В феврале 2012 года из ток-шоу «Познер» была вырезана часть прямого эфира[39] о споре между Тиной Канделаки и Владимиром Познером о допуске Алексея Навального на телевидение. Часть эфира была показана в восточной части страны, но до европейской, она дошла лишь в обрезанном виде[40]. Позднее на пресс-конференции по поводу этого инцидента Познер подтвердил, что фактически имело место цензурирование эфира.

Закон о цензуре на телевидении

Режиссёру Владимиру Мирзоеву тоже пришлось столкнуться с цензурой. Второй канал купил фильм «Человек, который знал всё», в котором он участвовал в качестве режиссёра и сопродюсера. При показе из фильма была изъята ключевая фраза для понимания сюжета фраза «Я твоя сучка», причем разрешения на это никто не спрашивал.

Мирзоев считает, что цензура на телевидении идет от руководства каналов. По предположению режиссёра, ТВ курируют также спецслужбы, и художественная правда кажется этим людям слишком резкой. Создатели фильма вынуждены мириться с цензурой, поскольку единственная реальная возможность для них заработать — продать фильм на федеральный канал[42].

В июле 2013 года заместитель главного редактора телеканала «Россия-24» Александр Орлов утверждал, что он был уволен за публикации в социальных сетях в поддержку оппозиционера Алексея Навального[43].

Предлагаем ознакомиться:  Документы на развод через суд заявление от одного супруга

В декабре 2016 года телеведущий Константин Сёмин заявил о вырезке пятым каналом части сюжетов из киноэпопеи «Освобождение» по политическим и идеологическим мотивам. В частности, были исключены эпизоды, показывающие И. В. Сталина с положительной стороны[44].

Цензура в кинематографе

Одним из первых фактов цензуры в российском кинематографе был бурный протест Русской Православной церкви против показа 30 мая 1997 года по общефедеральному телеканалу НТВ фильма американского режиссёра и глубоко верующего католикаМартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». По требованию церкви, показ был отложен на несколько месяцев, но всё же состоялся 9 ноября 1997 года.

В Москве в связи с показом состоялась гневная пресс-конференция Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выпуск брошюры «Антихрист в Москве» был целиком посвящён событиям вокруг картины, где она была охарактеризована как «самый кощунственный фильм, созданный за последние десятилетия». «Масштабы совершённого богохульства беспрецедентны, — писало издание, — в него оказались вовлечены десятки миллионов людей»[45].

Новый всплеск проявления цензуры в кинематографе связывают с деятельностью министра культуры Владимира Мединского, назначенного на эту должность в 2012 году. Кинокритик, экс-глава Гильдии киноведов и кинокритиков РоссииВиктор Матизен приводит в качестве примеров отказы в выдаче прокатных удостоверений фильмам «Клип» режиссёра Майи Милош и «Приказано забыть» режиссёра Хусейна Эркенова, а также требования изменить сценарий проекта Александра Миндадзе «Милый Ганс, дорогой Пётр», расценивая их как фактическое «введение отменённой Конституцией цензуры»[47].

Принятый в 2014 году закон о запрете на использование нецензурной лексики, распространяющийся на показы фильмов в кинозалах, также трактуется экспертами как введение в России цензуры[48][49]. Согласно этим требованиям была переозвучена авторская версия фильма «Да и да» режиссёра Валерии Гай Германики, где ненормативная лексика была частью художественного замысла мелодрамы, диктовалась содержанием и логикой развития сюжета[50].

В ноябре 2014 года Министерство культуры РФ отказало в финансировании международному фестивалю документального кино «Артдокфест». Причиной стала политическая позиция президента фестиваля, кинорежиссёра Виталия Манского; по словам министра — антигосударственная. Мединский отметил, что не допустит финансирования проектов Манского, пока остаётся в министерском кресле[51][52][53][54].

В 2016 году представители общественного движения «Царский крест» обнаружили в снимающемся фильме «Матильда» режиссёра Алексея Учителя об отношениях императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской «антироссийскую и антирелигиозную провокацию в сфере культуры». После запроса депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской в Генпрокуратуру РФ была проведена проверка материалов фильма, нарушений не выявлено[55].

В январе 2018 года у комедии «Смерть Сталина» в Минкульте РФ аннулировали прокатное удостоверение по причине, как сказал председатель Общественного совета при Минкульте РФ Юрий Поляков, наличия в картине «признаков идеологической борьбы»[56]. Опрошенные порталом Росбизнесконсалтинг эксперты, деятели культуры и политики расценили отмену проката фильма накануне премьеры политическими и идеологическими причинами.

В 2019 году Элтон Джон обвинил Россию в цензуре, написав в своем инстаграме: «…российские дистрибьюторы подвергли жесткой цензуре мой фильм „Рокетмен“, удалив все упоминания о моем обретении истинного счастья в 25-летних отношениях с Дэвидом и воспитании двух прекрасных сыновей». Представительница прокатной компании «Централ Партнершип» сообщила ТАСС, что изменения были внесены «для соответствия картины законодательству РФ».

Цензура в театрах и на выставках

https://www.youtube.com/watch?v=upload

С мая 2012 года в России, когда в кресло министра культуры РФ сел Владимир Мединский, в России участились нападки провластных и православных активистов на выставки и спектакли[58].

21 октября 2012 года в Санкт-Петербургском музее современного искусства «Эрарта» был сорван моноспектакль «Лолита» по роману Владимира Набокова. Отменить постановку пришлось после того, как исполнителю главной роли, заслуженному артисту России Леониду Мозговому, актёрам и организаторам стали угрожать расправой «возмущённые казаки Санкт-Петербурга», разославшие гневные письма в городские СМИ.

В ноябре 2013 года православные активисты прервали спектакль «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, требуя прекратить «святотатство». Мотивируя дебош, активист московского Миссионерского центра имени пророка Даниила Дмитрий Энтео (Цорионов) утверждал, что на сцене МХТ творится «содомия и хула на священство»[60][25].

В июле 2015 года священник Русской православной церкви, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетаДимитрий Смирнов вместе с группой православных активистов из более чем 100 человек учинил погром на праздновании 20-летия радиостанции «Серебряный дождь» в Москве. Ворвавшись на сцену, святой отец с прихожанами избили ведущего, отключили аппаратуру и прервали концерт — под предлогом того, что «музыка мешает молиться» в храме, находящемся в километре от концертной площадки[61][62][63][64].

В июле 2016 года в Санкт-Петербурге целомудренные граждане требовали прикрыть наготу установленной в центре города копии статуи Давида работы Микеланджело[65]. В 2016 году произошло ещё несколько резонансных событий — изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», отмена в Омске после вмешательства Омской епархии РПЦ спектакля «Хоровод» польского режиссёра Петра Шальши по пьесе австрийского драматурга Артура Шницлера[66], прокурорская проверка спектакля «Все оттенки голубого» в театре «Сатирикон», на который поступил донос о «растлении малолетних»[67], закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин; при этом экспонаты были облиты мочой, а скульптуры разломаны[21][22].

Предлагаем ознакомиться:  Вычет за учебу документы

Реагируя на факты цензуры в творчестве, связанной с нетерпимостью части православной общественности и клира к художественной интерпретации образа Спасителя, Русская Православная церковь 1 ноября 2016 года призвала повсеместно разрешить показ рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Согласно разъяснению РПЦ, следует различать «неканоническое и кощунственное изображение святыни», учитывать, что произведения со сценическим воплощением образа Христа по своей природе «не могут обладать догматическим или каноническим авторитетом», однако они нередко привлекают людей в храмы, «могут давать повод для споров и дискуссий, быть более или менее удачными, их можно принимать или нет, но нельзя запретить художнику черпать вдохновение в Священном Писании»[66].

Цензура печати

«Цензура нужна, как нужен кусочек дерьма поручику, некоторое время просидевшему в шкафу с дамскими платьями»

В ноябре 2013 года в СМИ появились сообщения о том, что при проверке литературы в школьных библиотеках на Ставрополье прокуроры обнаружили «книги, не совместимые с задачами образовательного процесса», содержащие мистику, эротику и ужасы. Старший помощник прокурора Ставропольского края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи Курбангали Шарипов выявил 215 нарушений закона о защите детей от вредоносной информации и потребовал изъять из «общего зала в открытом доступе для учащихся» произведения Сергея Есенина и Владимира Набокова. После того, как эта информация появилась в СМИ, Генпрокуратура России опровергла проведение такой проверки, однако уволила Шарипова[69][70][71].

13 июня 2014 года издание для учителей «Первое сентября» заявило, что оно прекращает выходить по политическим причинам. «Постепенно сокращались гражданские свободы, пока школу все больше и больше загоняли в нечеловеческие условия»[72][73].

Индекс Freedom House

По оценке Freedom House, по уровню свободы прессы Россия занимает одно из последних мест в мире, наряду с таким странами как Демократическая Республика Конго, Гамбия и Зимбабве[97]. По мнению Freedom House, за пять лет с 2006 по 2011 год ситуация в России значительно ухудшилась[98].

По индексу свободы в Интернете в 2013 этой же организации по 100-балльной шкале у России 54 балла (от 0 до 30 баллов — страны со свободой в Интернете, от 30 до 60 — частично свободные страны, от 60 до 100 баллов — несвободные страны[99]).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

В 2017 году ситуация значительно ухудшилась — 66 баллов из 100 возможных[100]. Как отмечает издание, это связанно это с запретом LinkedIn и VPN, притеснением членов ЛГБТ-сообщества.

Интернет-цензура

Интернет-провайдеры блокируют сайты, содержащиеся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в основном подменяя записи DNS и переадресуя пользователей на страницу с уведомлением о блокировке сайта.

https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk

23 мая2007 года суд города Новосибирска запретил сети Academ.org («Первая Миля») пускать своих пользователей на экстремистские ресурсы. Как отмечается в заявлении прокуратуры от 29 мая, ею «предприняты некоторые меры, позволяющие ограничить доступ пользователей к интернет-ресурсам, имеющим признаки экстремизма».

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector